Ветхий Завет о Рождестве. Мария Цырлина

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Пастухи и рождественская звезда

К тому времени, когда над Вифлеемом взошла рождественская звезда, сотни тысяч людей уже смотрели в небо и ждали её появления, а каждую бесплодную семью из колена Иуды провожали сочувствующими взглядами: ведь им точно не суждено войти в родословную Христа, который вот-вот родится. Пророки не только предсказали время и место Рождества, но и в подробностях описали, при каких обстоятельствах оно совершится, и даже назвали имя Спасителя.

Время Рождества

Седмины Даниила

Чем ближе было ко времени Рождества, тем точнее это отображалось в пророчествах — вот вижу Его, но ныне ещё нет, зрю Его, но не близко в книге Чисел (24:16) до Ожидайте Пастыря вашего, Он даст вам покой вечный, ибо близко Тот, Который придет в скончание века… Я открыто свидетельствую о Спасителе моем — в последней пророческой книге Ветхого Завета, третьей книге Ездры (2:34-36).

Точное время рождения Христа предсказал пророк Даниил. Во время вавилонского плена он написал:

Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины… И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт (Дан. 9:24-26).

Семьдесят субботних лет

Толкователи исчисляют седмины как семилетия. Объединять года в семилетия — древняя еврейская традиция. В книге Левит есть строгие установления относительно отсчёта субботних лет. Не соблюдать их было равносильно нарушению четвёртой заповеди:

Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли…

И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей (Лев. 25:3-10).

Каждый седьмой год, подобно дням недели, считался субботним — годом покоя, когда не засеивалась земля и прощались долги. Год, следующий после семи семилетних циклов (то есть каждый пятидесятый), назывался «юбилеем» — по названию протяжного звука трубы йовель, в которую трубили при его наступлении. Он был «дополнительным субботним». Его наступление встречали особым праздником.

Помимо прочих постановлений для субботних годов, в пятидесятый также отпускались на свободу рабы, а земля возвращалась в собственность колена, которое им владело, независимо от факта её аренды. Стоимость земельных наделов рассчитывалась исходя из того, сколько времени остаётся до «обнуления» аренды.

Семьдесят седмин составляли 490 лет. Именно столько оставалось до прихода Спасителя с момента указа Кира Великого о возвращении пленных евреев на родину и восстановлении Иерусалима. Этот указ — исторический факт. Он вышел в 538 году до н.э.. 490 лет после него — это 28 год нашей эры. В период новой наступившей «седмины», в 33 году н.э., Христа распяли.

Пророчество Даниила и переписчики Библии

Иудеи верили в пророчество Даниила. Уже в первые годы нашей эры о каждом появившемся проповеднике спрашивали: «Не он ли Христос?», и даже погрязший в язычестве царь Ирод боялся предания о том, что в годы его правления должен был родиться Истинный Царь Израиля…

Насколько сильной была вера иудеев в седмины Даниила, подтверждает тот факт, что его книгу впоследствии решили исключить из состава пророческих: у современных иудеев она относится к учительным («писаниям»), как псалмы и Песнь Песней, а самого Даниила еврейские законоучители не признают пророком.

Время нового Адама

Сохранившийся свиток книги пророка Исаии

Кумранские рукописи. Сохранившийся свиток книги пророка Исаии

Помимо седмин Даниила есть косвенное пророчество о времени прихода Христа. Оно исчислялось в 5,5 тысяч лет с момента грехопадения. Адам был сотворён в середине шестого дня-эпохи творения. Ветхозаветные люди верили, что в середине некой шестой эпохи должен родиться новый Адам, который избавит человечество от проклятия грехопадения.

После прихода Христа, которого иудеи отвергли, книжники начали спешно исправлять все даты в переписываемых ими книгах Ветхого Завета. Примерно к V веку н.э. в тексте еврейской Библии, называемом масоретским (от названия движения масоретов — «хранителей традиции», которые занимались копированием свитков Писания и их распространением), стало на 1748 лет меньше в истории ветхозаветного человечества, а свитков с неисправленными датами таинственным образом не осталось.

К счастью, греческий перевод Ветхого Завета — Септуагинта — был сделан гораздо раньше, ещё до прихода Христа. Он, а также сделанные с него переводы ветхозаветного Писания и найденные в Кумране фрагменты библейских рукописей содержат совсем другие даты. Однако самые ранние полные тексты Ветхого Завета на древнееврейском относятся уже к масоретскому времени и имеют исправления.

Русский синодальный перевод был сделан с такого древнееврейского подлинника с привлечением как греческого перевода для большей точности. Скрупулёзные учёные оставили в тексте два варианта дат. Годы жизни ветхозаветных патриархов, их возраст, даты библейских событий по греческому тексту в русской Библии приводятся в скобках.

Скипетр Иуды

Дополнительное пророчество о времени рождения Спасителя содержится в книге Бытия:

Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое (Быт. 49:10-11).

После пленения жителей Северного Израильского царства ассирийцами в 722 году до н.э., а жителей Южного — вавилонянами в 588 году до н.э. на родину вернулись только три колена из тринадцати: Иуды, Вениамина и Левия. Вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим до основания. Скипетр царской власти отошёл от Иуды. Сложный путь освободительной борьбы привёл к временному восстановлению Иудейского царства.

Новое государство возглавили сыновья священника Маттафии родом из Хашмона (династия Хасмонеев) — братья Маккавеи из колена Левия. Правление династии Хасмонеев продолжилось вплоть до завоевания Иудеи римлянами. С этого момента оккупанты сами избирали иудеям царя, которого должен был одобрить римский сенат.

Царь Ирод

Ирод I (Великий), назначенный римлянами, стал первым царём Иудеи не из израильтян. Он был представлен сенату в 37 году до н. э.. Отец Ирода происходил из соседнего с Израилем народа идумеев (эдомитян), а мать была аравитянкой.

Хотя идумеи генетически очень близки к израильтянам (они потомки брата Иакова — Исава и имеют общих с израильтянами предков Авраама и Исаака), Ветхий Завет отзывается о них нелестно:

За то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею; от Фемана до Дедана все падут от меча (Иез. 25:13).

И совершу мщение Моё над Едомом рукою народа Моего Израиля; а они будут действовать в Идумее по Моему гневу и Моему негодованию, и узнают мщение Моё, говорит Господь Бог (Иез. 25:14).

Чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь, творящий всё сие (Амос 9:12).

И дом Иакова будет огнём и дом Иосифа — пламенем, а дом Исава соломою, зажгут его и истребят его, и никого не останется из дома Исава, ибо Господь сказал это (Авд. 1:18).

Причина — в жестоких сатанинских культах, которые царили у потомков Исава.

Правление царя Ирода I продолжилось до 4 года до н.э. и ознаменовалось многими кровавыми преступлениями, в том числе жестоким убийством всех вифлеемских младенцев.

Преемником Ирода I стал его сын Ирод Архелай. О нём также упоминают Евангелия: Он (Иосиф — прим.) встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские (Мф. 2:21-22).

Ирод I прославился тем, что дал имя в честь самого себя нескольким своим сыновьям. Кроме Архелая Евангелия упоминают ещё двоих: Ирода Филиппа (Лк. 3:1) и Ирода Антипу, которым принадлежали отдельные области Иудеи (тетрархии). Последний отрубил голову пророку Иоанну Предтече и участвовал в суде над Христом. А первый впоследствии женился на своей племяннице Саломее — той самой, которая потребовала на блюде голову пророка.

Потомки Ирода были последними царями в Иудее: после разрушения Иерусалима Титом Веспасианом в 70 году н.э. она перестала существовать как государство. Надежды на восстановление царского правления и воцарение потомков Давида больше не было.

Место Рождества

Вифлеем в ночь Рождества

Самый маленький из городов

Где надлежало родиться Христу? Этот вопрос задал царь Ирод еврейским мудрецам после появления рождественской звезды. Они ответили: «В Вифлееме», потому что Ветхий Завет говорил именно об этом городе. Вот это пророчество:

И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир, — говорит книга пророка Михея (5:1-5). Из Вифлеема происходил царь Давид, о котором как о предке Христа по плоти также говорят пророки.

Пророчество о вифлеемской пещере

Пророк Ездра уточняет, что рождество произойдёт в пещере: О, Владыко Господи! Ты из всех лесов на земле и из всех дерев на ней избрал только одну виноградную лозу; Ты из всего круга земного избрал Себе одну пещеру, и из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию (3 Ездр. 5:23-26).

В этом пророчестве есть указание и на благовещение, во время которого Архангел пришёл к Деве Марии с лилией. Виноградная лоза, упоминаемая в нём — символ Христа, а также таинства ЕвхаристииЯ есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает, — скажет о Себе Спаситель (Ин. 15:1-2).

Пророчество о возвышении Галилеи

Было также пророчество Исаии о Галилее:

Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.

Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.

Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это (Ис. 9:1-7).

Ещё одно пророчество Исаии — об Отрасли от корня Иессеева. Оно примечательно тем, что слова «отрасль» и «Назарет» в древнееврейском языке однокоренные: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11:1-2).

Однако даже во времена Спасителя пророчества Исаии не соотносили с местом Рождества. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1:46). Родившись в Вифлееме, Спаситель воспринимался своими соотечественниками как галилеянин из Назарета — потому что оттуда родом были его Мать и приёмный отец Иосиф Обручник. В Назарет они возвратились после бегства в Египет. Там прошли детство и юность Христа. К жителям Галилеи обращена большая часть Его проповеди. Многие чудеса Спасителя также совершены на берегу Галилейского моря. Первые апостолы, последовавшие за Ним, были простыми галилейскими рыбаками.

Волхвы

Обстоятельства Рождества

Иоанн Предтеча, приготовляющий путь

Незадолго до рождения Спасителя должен был проповедовать Иоанн Предтеча, живший в пустыне: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему (Ис. 40:3).

Об этом же дважды говорит пророк Малахия, живший триста лет спустя после Исаии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною… (Малахия 3:1-2). Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Малахия 4:5).

Звезда Рождества

В пророчестве Валаама говорится о том, что при рождении Мессии взойдёт особенная звезда:

Говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24:16-17).

Пророчество, сказанное в далёком ХIII веке до н.э. языческим магом-жрецом в результате чуда Божиего, было настолько широко известно, что о нём были осведомлены даже волхвователи и звездочёты соседних с Израилем стран. Именно оно послужило причиной, по которой волхвы, поклонившиеся Христу, начали своё долгое и опасное путешествие через пустыню.

По поводу того, какое именно астрономическое явление видели волхвы на востоке, существует несколько версий:

  • комета Галлея — 63 дня осенью в 12 году до н. э.;
  • соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб 15 ноября 7 года до н. э.;
  • соединение Юпитера, Сатурна и Марса в начале марта 6 года до н. э. (по Иоганну Кеплеру);
  • соединение Юпитера с Регулом 12 августа 3 года до н. э.;
  • соединение Венеры с Юпитером 17 июня 2 года до н. э.;
  • остановка Юпитера среди звёзд в результате обычного перехода с прямого движения на попятное (по австралийскому учёному Дэйву Ренеке) 27 декабря 2 года до н. э.;
  • новая звезда, вспыхнувшая близ беты Козерога — наблюдалась в течение 70 дней весной 5 года до н. э. (известна по китайским и корейским летописям);
  • сверхновая звезда, аналогичная сверхновой Тихо Браге (по Джероламо Кардано);
  • новая звезда в созвездии Ориона — между 5 и 3 годами до н. э. (по китайским и персидским источникам).

Наиболее близки к описанному в Евангелии явлению среди них комета Галлея и остановка Юпитера и его движение вспять, воспринимаемые с Земли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец (Мф. 2:9).

Движение, затем временная остановка небесного тела и продолжение движения уже в обратную сторону воспринимаются глазом жителя Земли в случае, если космическое тело движется по эллиптической орбите относительно Солнца. Наиболее заметно для нас движение комет, поскольку они имеют самую высокую скорость относительно Земли: порядка 70 километров в секунду.

Есть также не астрономическое толкование этого пророчества и его исполнения: святители Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский и Димитрий Ростовский считали, что это был Ангел, посланный в образе естественного природного явления.

Поклонение волхвов

Поклонение учёных-звездочётов (по другой версии — восточных царей) Христу предсказал пророк Исаия:

Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры (одногорбые верблюды — прим.) из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа… И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева (Ис. 60:6,14).

О том, кто именно приходил поклониться Младенцу и принёс ему богатые дары, сохранились только предания, которые разнятся. Были ли это правители соседних государств, учёные астрономы или языческие жрецы-волхвователи — письменные источники умалчивают. Евангелие от Матфея называет их словом «волхвы», что означает их причастность к магии и колдовству. Их поклонение Христу стало проповедью для язычников: возвратившись в свою страну (в какую — тоже неизвестно), они рассказали своим соотечественникам о Рождённом Мессии и были для них авторитетом.

Поклонение волхвов

Происхождение Спасителя

Иисус произойдёт из рода царя Давида по Матери: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень (Ис. 11:1-2, а также другое уже упомянутое здесь пророчество у Исаии — Ис. 9:7).

Иессей — отец царя Давида. До сих пор религиозные иудеи именно по матери, а не по отцу, ведут своё родство.

О происхождении Христа из царского рода говорит и пророчество Нафана об утверждении дома Давида во второй книге Царств: И престол твой устоит во веки (2 Цар. 7:16). Хотя цари из потомков Давида уже давно не правят в Израиле, Царство Христа, прямого его потомка, было установлено вовек.

Он родится от Девы, не знавшей мужа: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14).

Пророчество о рождении Мессии от семени жены (а не мужа) содержится в начале книги Бытия:

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:5).

И косвенно — в 14 главе этой книги, где описывается встреча Авраама с Мелхиседеком («царём правды»), правителем Салимским (Иерусалимским), священником и царём одновременно, родословная которого неизвестна (сравните в книге Деяний апостольских: род Его кто изъяснит (Деян. 8, 33). «Царь правды» благословляет Авраама и всех его потомков, предлагая им хлеб и вино — прообраз Евхаристии (Быт. 14:18-20). Эта встреча ветхозаветного патриарха с загадочным царём прообразовала будущую встречу человечества со Христом.

Неопалимая купина, увиденная пророком Моисеем, также стала прообразом человеческой природы Девы Марии, принявшей в себя огонь Божества, но при этом не повреждённой им (Исх. 3:3).

Имя Мессии

Пророку Ездре было открыто имя Младенца: Ибо откроется Сын мой Иисус… Сын мой Христос (3 Ездр. 7:28-29).

Ещё один ветхозаветный пророк, знавший имя Христа — Захария: И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему (Захар. 3:1).

Пророк Исаия предлагает другое имя — Еммануил (Ис. 7:14), но оно, как и всё в писаниях этого пророка, иносказательное. Еммануил значит «с нами Бог». Песнопение «С нами Бог» на основе стихов этого пророчества звучит в храмах на всенощном бдении Рождества Христова и Богоявления, которые раньше были единым праздником.

Избиение младенцев

По приказу Ирода будут убиты вифлеемские младенцы: Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (Иеремия 31:15).

Вифлеем — город погребения Рахили, супруги одного из ветхозаветных патриархов, Иакова, и прапрапра…бабушки Христа: И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем (Быт. 35:19). Рама — возвышенность, на которой построен этот город.

Деве Марии с Младенцем придётся бежать от Ирода в Египет и возвратиться лишь после смерти жестокого царя: Из Египта воззвал Я Сына Моего (Осия 11:1).

Как видим, все события Рождества, за исключением разве что явления Ангелов пастухам, были предсказаны за много столетий до него. При том тщательном изучении Священного Писания, которое имело место у ветхозаветных израильтян в то время, принять или нет весть о рождении Спасителя мира было вопросом не знания, а веры.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/vethiy-zavet-o-rozhdestve/