В Великобритании проходит выставка, посвящённая истории магических представлений и ритуалов в Европе

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Великобритании проходит выставка, посвящённая истории магических представлений и ритуалов в Европе
Цель выставки - проследить историю магии в Европе с XII в. по нач. XX в.

ОКСФОРД. В Эшмолеанском музее искусств и археологии Оксфордского университета в начале осени открылась выставка под названием «Заколдованные: магические ритуалы, представления и феномен ведовства», сообщается на сайте музея.

Организаторы выставки поставили своей целью проследить историю магии и магических представлений в Европе на протяжении восьми столетий – с XII по нач. XX века.

Собранные на выставке экспонаты показывают, как люди Средневековья и Нового Времени использовали магическое мышление, чтобы справиться с непонятным им миром и хотя бы отчасти овладеть неподвластными им процессами жизни. Разнообразие вещественных артефактов, документов и изображений варьируется от фантастических и жутких принадлежностей кровавых ритуалов (рог единорога, человеческое сердце, заключенное в свинец и серебро), прекрасных и таинственных (изящно выгравированные кольца для приворота объекта своей страсти и средневековые книги ритуальной магии) до глубоко трогательных признаний женщин, обвиняемых в колдовстве.

«Идея выставки – подвести посетителей к пониманию того, как даже в нынешнюю скептическую эпоху с преобладанием естественнонаучного мировоззрения многие люди все еще сохраняют в сознании и в повседневной практике, при чём совсем не обязательно религиозной, те или иные элементы магического мышления», – отмечается в пресс-релизе музея.

Выставка вобрала в себя многочисленные атрибуты магических ритуалов прошлого, тексты, приспособления, собранные историками и этнографами университета в Англии, Франции, Германии. Самый древний из них датируются примерно рубежом XII–XIIIвеков: это настоящее усохшее человеческое сердце, которое было заключёно в специальный магический футляр (сделанный из свинца и серебра в форме символического сердца), видимо, с целью «воздействовать» на потусторонний мир мёртвых при помощи каких-то колдовских манипуляций над ним. Специалисты-религиоведы университета не исключают, что он мог служить и в качестве защитного амулета от темных сил или от прежнего «хозяина» этого органа.

Наибольшей внимание у посетителей, по словам кураторов выставки, привлекают следующие экспонаты (с сопровождающими их тематическими стендами):

– Хрустальный пурпурного цвета амулет, который принадлежал известному в своё время английскому математику, алхимику и астрологу Джону Ди (1527 – 1609). Этот учёный-эзотерик пользовался покровительством императора Священной Римской империи Рудольфа II, очень интересовавшегося герметизмом и магией, а также составил гороскоп, по которому была назначена дата коронации английской королевы Елизаветы I;

– «Предсказатель будущего» (прогностикатор) XVвека, деревянный круг для механического вращения с изображенными на нём оккультными формулами и цифрами, которые, по мнению адептов магии позволял определять благоприятные и неблагоприятные даты для осуществления тех или иных важных дел;

– Несколько экземпляров книги «Раскрытие ведьм» (англ. The Discovery of Witches), написанной Мэтью Хопкинс (ок. 1620 – 1647). Хопкинса называют английским «охотником на ведьм». Его инквизиторская активность пришлась на время Английской революции. Всего за время своей деятельности в качестве «охотника» (1645 – 1647 гг.)он вместе с помощниками за 14 месяцев отправили на смертную казнь больше людей, чем все остальные охотники на ведьм за 160 лет преследования колдовства в Англии – около 200 человек. В книге «Раскрытие ведьм», изданной в 1647 году, Хопкинс изложил свои методы, которые позже использовались и обосновывались в других книгах по праву…

Кроме предметов и документов, в экспозицию включены произведения современных художников по мотивам разных магических трактатов и драматических страниц колдунов и ведьм, их преследований и казней. Это работы призваны создать пространство для размышлений над тем, как магическое проявляло себя в истории народов и сознании отдельных людей. Историки, искусствоведы и художники приняли участие в организации и работе этой экспозиции, чтобы дать возможность по-разному интерпретировать важнейшие концепции магического мышления и магических практик, чтобы способствовать открытию и внедрению новых подход в понимании такого общечеловеческого феномена как магизм.


  • Источник: Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru