Священномученики Павлин (Крошечкин), Аркадий (Ершов), Никандр Чернелевский, Анатолий Левицкий и мученик Киприан Анников

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
горящая свча
Священномученик Павлин, архиепископ Могилёвский (в миру Пётр Кузьмич Крошечкин) родился 19 декабря 1879 года в Пензенской губернии в крестьянской семье. Он рано лишился отца и был воспитан благочестивой матерью. Их дом был приютом для странников. После посещения вместе с родительницей Саровской пустыни, в сердце мальчика возгорелось желание иноческой жизни. И в 1895 году 16-летний Пётр поступил в Саровскую обитель. Затем он перешёл в Николо-Бабаевский монастырь.

Однако тяга к знаниям привела юношу в Москву. Он поступил в число братии Новоспасского монастыря и в течении одного года закончил курс Духовной Семинарии. В 1916 году послушник Пётр окончил курс Московской Духовной Академии. В Новоспасском монастыре он прожил 17 лет и там принял постриг с именем Павлин. В 1920—1921 годах он являлся наместником Новоспасского монастыря.

2 мая 1921 года отец Павлин был хиротонисан в епископа Рыльского, викария Курской епархии. Владыка неустанно объезжал Курскую епархию, укрепляя позиции Православия в борьбе с обновленчеством, за что и был арестован и около года провёл в одиночной камере в одной из московских тюрем. Владыка слепил из хлебного мякиша крест и перед ним молился, за что подвергался оскорблениям и побоям от надзирателей.

С 1926 по 1933 годы преосвященный Павлин занимал сначала Пермскую, а затем Калужскую кафедры. Владыка всегда был прост в общении и доступен. Он любил петь церковные песнопения вместе с народом, приучая паству к сознательному произношению молитвенных слов. Владыка был незлобив как дитя и его очень любил простой народ. Никогда его не видели гневающимся и терпение его было удивительно, а смирение и кротость достойны подражания. Если он видел, что кто-то раздражался на него, то не мог успокоиться, пока не испросит прощения у этого человека. Имел святитель «сердце милующее ко всякой твари..» Так, в своём садике он построил мостик через дорожку по которой проложили тропу муравьи, чтобы случайно не наступить на них.

Когда осенью 1926 года среди епископата обсуждали возможность тайного избрания Патриарха. Владыка, бывший инициатором этой идеи, взял на себя практическое руководство проведением выборов. Он объезжал епископов по всей России, собирая подписи. К ноябрю 1926 года имелись уже подписи 72-х епископов под актом избрания священномученика митрополита Кирилла (Смирнова) Патриархом.

Находясь тайно с этой миссией в Москве, владыка был внезапно арестован. И хотя документы не попали в ГПУ, последовала волна арестов тех епископов, кто поставил свои подписи под актом избрания Патриарха. Год владыка пробыл в одиночной камере. Впоследствии он называл тюрьму своей «второй академией». 9 апреля 1927 года владыка был освобождён, вслед за освобождением митрополита Сергия (Страгородского), который вскоре издал свою печально известную «Декларацию».

Епископ Павлин (Крошечкин) (1879-1937)

В 1933 году преосвященный Павлин был возведён в сан архиепископа и назначен на Могилёвскую кафедру, где вёл активную деятельность по преодолению раскола в Белоруссии. Здесь в это время помимо обновленческой, появилась автокефальная Белорусская церковь. Архиепископ Павлин через посредников вёл тайные переговоры с главой автокефальной церкви Белоруссии епископом Бобруйским Филаретом (Раменским). Впоследствии архиепископу Павлину удалось договориться об упразднении Белорусской автокефальной Церкви через присоединение её к Московской Патриархии. Об этом он составил докладную записку на имя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и отправил её в Москву. Каким-то образом о рапорте владыки узнали в НКВД и властями было принято решение о его аресте

2 октября 1935 года высокопреосвященный Павлин был арестован и приговорён к десяти годам заключения в концлагере. Весной 1936 г. исповедник прибыл в Ново-Ивановский лагерный пункт Сиблага НКВД. В лагере он находился вместе со многими другими заключёнными священнослужителями. Они взаимно поддерживали друг друга и не отступали от своего пастырского служения. Владыка Павлин по утрам служил молебен, на который собирались заключённые духовного звания и верующие

Ново-Ивановский отдельный лагерный пункт являлся сельскохозяйственным отделением Сиблага. При нём была свиноферма, сельскохозяйственные угодья, на которых работали заключённые. Кое-что из производимой продукции попадало на их скудный стол, но в остальном порядки там были такие же суровые, как и в других советских концлагерях, Заключённые жили в переполненных, плохо протапливаемых бараках. Работали по 12−13 часов.

После печально известного секретного указа НКВД № 447 от 30 июля 1937 года «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», который дал старт новому витку террора. В лагерях Кузбасса было организовано несколько групповых политических процессов, как и повсеместно, заранее срежиссированных органами, для которых чекисты подбирали жертвы и назначали «руководителей».

Сразу после указа НКВД в лагерях произвели перемещения заключённых: некоторых архиереев перевели в те лагеря, где планировалось организовать крупные групповые политические процессы. Так, архиепископа Евсевия (Рождественского) в августе 1937 года перевели из Юргинского в Ахпунский лагпункт, а епископа Аркадия (Ершова) в сентябре 1937 года из Мариинского распределительного пункта — в Ново-Ивановский концлагерь, где готовилось дело архиепископа Павлина (Крошечкина).

Аресты всех участников процесса прошли 30 сентября и 1 октября 1937 года. Было арестовано восемь заключённых: архиепископы Павлин (Крошечкин), Глеб (Покровский), епископ Аркадий (Ершов), иеромонах Пётр (Чернышёв), священник Анатолий Левицкий, священник Никандр Чернелевский и псаломщик Киприан Анников, имя восьмого арестованного установить не удалось.

Постановление об избрании меры пресечения архиепископу Павлину было составлено 30 сентября 1937 г. «Отбывая наказания в Ново-Ивановском отделении под флагом исполнения религиозных обрядов проводил контрреволюционную работу в лагере, создал и возглавлял контрреволюционную группу, проводил контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию соввласти, распространял контрреволюционные разговоры о её гибели».

Первый раз архиепископ Павлин был допрошен в день ареста 30 сентября 1937 г. Свою вину он признать отказался.

Из протокола допроса от 1 октября:

— На следствии 30 сентября Вы полностью отрицали свою виновность в создании контрреволюционной группы в лагере. Дальше Вы тоже будете отрицать это?

— Да, обвинение это я полностью отрицаю, потому что в этом не виноват.

— …Вы являетесь организатором сборищ и руководителем их…

— Я не отрицаю, что я и другие заключённые из бывших служителей религиозного культа собирались и проводили церковные песнопения. Этими сборищами я не руководил, а только давал некоторые указания — другого руководства там не нужно было.

— Вы уклоняетесь от правдивого ответа… Вам зачитываются показания одного из участников вашей контрреволюционной группы…, который указывает, что сборища проходили под Вашим руководством, и наряду с обсуждением вопросов о религии, на этих сборищах Вами обсуждались вопросы политического характера…

— Показания … не точны. Я не отрицаю, что с заключёнными я проводил случайно беседы на религиозные темы, но вопросы политического характера я не затрагивал.

— Если при Ваших беседах речь шла только о религии, зачем Вам надо было избегать посторонних слушателей, при которых… Вы сразу прекращали беседу, и слушатели расходились…?

— На беседы собирались случайно, как я уже показал, заключённые из бывших служителей религиозного культа, … они никем не оповещались, а сходились сами. Беседы проводились, преимущественно с ними, остальных заключённых мы избегали. И если во время нашей беседы подходил кто-либо из посторонних, я и остальные участники прекращали разговоры. Это делалось для того, чтобы вокруг нас не собирались посторонние люди, что для нас было нежелательно…

Священномученик Павлин (Крошечкин)

Священномученик Аркадий (в миру Александр Павлович Ершов) родился 28 августа 1878 года в городе Кунгуре Пермской губернии в семье священника. В 1901 году окончил Пермскую Духовную семинарию, затем учился в Варшавском и в Петербургском Императорских университетах. В сан священника он был рукоположен в 1902 году и служил на разных приходах своей родной Пермской епархии. В 1916 г. был командирован в распоряжение протопресвитера армии и флота и был назначен полковым священником. В 1917 году был по болезни освобождён от служения в армии и направлен в Пермскую епархию.

В 1922—1923 гг. отец Александр руководил сопротивлением православных приходов обновленчеству. Истинный святитель Православия, отец Александр Ершов встал на борьбу с обновленческим расколом не только в Кунгуре, но и на всём Урале. 13 июля 1923 г., в день памяти собора 12 апостолов, во Всехсвятской церкви г. Кунгура на собрании духовенства и мирян Пермской епархии был избран Епархиальный совет «не приемлющих обновления». Председателем этого совета избрали отца Александра. Совет постановил просить святейшего Патриарха Тихона назначить в Пермскую епархию православного архиерея, а если подходящий кандидат отсутствует, то хиротонисать во епископа протоиерея Александра Ершова.

На второй неделе Великого Поста в 1924 г. протоиерей Александр Ершов в сопровождении Павла Ивановича Уткина — члена епархиального совета — выехал в Москву к Патриарху Тихону для решения вопроса о направлении в Кунгур православного епископа. После беседы с Патриархом Тихоном последний решил, что лучшего епископа, чем отец Александр, не найти.

22 марта 1924 года в Московском Донском монастыре протоиерей Александр Ершов был пострижен в мантию и возведён в сан архимандрита, а 30 марта — хиротонисан во епископа Кунгурского, викария Пермской епархии.

Епископ Аркадий (Ершов) (1878-1937)

На Благовещения Божией Матери епископ Аркадий совершил свою первую литургию в Успенском соборе Кунгура. Преосвященный Аркадий был неутомимым проповедником: изъяснял слово Божие, обличал раскольников, участвовал в проводившихся в то время диспутах с атеистами. В дни памяти великомученицы Параскевы и мученика Мины он ввёл совершение всенощного бдения по Афонскому уставу. На эти службы в Кунгур съезжалось всегда по нескольку десятков священнослужителей и приходило множество народу. В Великий Пост он ввёл совершение «Пассий», которых раньше в Кунгуре не знали. В 1925 г. Кунгурская кафедра из бывшей викариальной кафедры Пермской епархии Святейшим Патриархом Тихоном была преобразована в самостоятельную. Прибывая на Кунгурской кафедре преосвященный Аркадий одновременно управлял Пермской и Свердловской (Екатеринбургской) епархиями. Огромный авторитет епископа Аркадия вызвал соответствующую реакцию обновленцев. Начались интриги с их стороны, в том числе от соборного протоиерея Алексея Попова (который потом публично отрёкся от Бога в Кирове). Клеветнические жалобы на епископа Аркадия в Патриархию вынудили его в январе 1929 г. перевестись в Омск, а затем — в Чебоксары.

С ноября 1931 года епископ Аркадий вновь стал управляющим Свердловской и Ирбитской епархии Русской Православной Церкви. Однако в этом качестве епископу Аркадию суждено было пробыть всего две недели. Епископ был арестован и этапирован в Омск, где приговорён к трём годам ссылки в Казахстан. Оттуда Владыка Аркадий не переставал управлять Свердловско-Ирбитской епархией. После отбытия срока, в апреле 1935 года, он был освобождён и заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополитом Сергием возведён в сан архиепископа Свердловского и Ирбитского. Проживал на покое, а фактически — под домашним арестом, в пригороде Перми, оставаясь титулованным архиереем Свердловским и Ирбитским.

И здесь чекисты его не оставили — Господь благоволил призвать Своего угодника в Царство Небесное через мученическую кончину. 29 сентября 1935 года архиепископ Аркадий был арестован и этапирован в Сибирь на пятилетнее заключение.

Священномученик Аркадий (Ершов)

Священномученик Никандр Чернелевский родился в 1880 году в городе Холм Черниговской губернии в семье ремесленника. Род Чернелевских происходил из крестьян. В 1901 году Никандр Никандрович закончил Холмскую духовную семинарию. В 1902 году стал священником. 26 июня 1936 года был арестован в Харькове и осуждён за контрреволюционную агитацию на четыре года концлагерей. Для отбытия срока отец Никандр был направлен в Ново-Ивановский лагерный пункт Сиблага.

1 октября 1937 был арестован священник Никандр Чернелевский. 3 октября 1937 года он был допрошен:

— Вам предъявляется обвинение, что вы, отбывая наказание в Ново-Ивановском отделении, участвовали в контрреволюционной группе, возглавляемой заключённым Крошечкиным. Дайте показания по существу предъявленного обвинения

Отец Никандр ответил:

— Предъявленное мне обвинение я отрицаю. В к/р группе Крошечкина я не участвовал. Не отрицаю, что я Крошечкина знаю и в начале месяц с лишним времени до отправки меня в больницу, жил с ним в одном бараке, в сборищах я не участвовал.

— Вы говорите неправду, скрываете от следствия свою причастность к к/р группе Крошечкина. Вам зачитываются показания з/к NN, одного из участников контрреволюционной группы, которые изобличают вас в причастности к контрреволюционной группе и участия на её сборищах. Дайте правдивые показания.

— Показания этого з/к я считаю неверными и категорически их отрицаю. Я ещё раз заявляю, что ни в каких сборищах я не участвовал. Я честно отбывал свой срок.

Анатолий Афанасьевич Левицкий родился в 1894 году в Воткинском зaводе Сарапульского уезда Вятской губернии. Воткинский завод был крупным промышленным городом с населением в 25 тысяч жителей, возникшим в 18 веке вокруг железоделательного завода. Здесь размещались горное училище, 3 мужских и две женских школы, 7 храмов. В одном из них служил священником отец будущего священномученика.

Анатолий Афанасьевич пошёл по стопам отца. В 1919 году закончил Вятскую Духовную семинарию и тогда же оказался в Русской армии Колчака письмоводителем при штабе Воткинской дивизии. Вместе с армией эвакуировался в Сибирь. После разгрома Белой армии большевиками Анатолий Афанасьевич принял сан священника и начал служить в храме и как и прочии священнослужители был лишён гражданских прав. Был женат на Надежде Николаевне, которая позже работала счетоводом на железнодорожной станции Топки. Детей в супружестве не было.

Впервые отец Анатолий был арестован органами ОГПУ в 1928 году «за распространение провокационных слухов», но за отсутствием улик был освобождён. К 1933 году он уже являлся благочинным, проживал в селе Бачаты Беловского района Кемеровской области, служил в Никольском храме.

26 января 1933 года отца Анатолий арестовали, обвинив его в контрреволюционной деятельности. По делу проходили священники семи имеющихся в Беловском районе церквей. В мае 1933 года отец Анатолий был осуждён «тройкой» при ОГПУ на пять лет концлагерей и отправлен в Сиблаг. К тому времени он уже болел туберкулёзом.

В учётно-статистической карточке заключённого есть несколько штрихов, запечатлевающих внешность отца Анатолия: рост средний, телосложение правильное, волосы светло-русые, глаза серые, нос большой.

Из пересыльной тюрьмы осуждённого священника отправили в Ново-Ивановский лагерный пункт в Верх-Чебулинском районе.

30 сентября 1937 года в лагере отца Анатолия арестовали и сразу же допросили. Батюшка засвидетельствовал свою верность Христу, он признал, что вместе с другими священнослужителями участвовал в молебнах в лагере, но отверг все обвинения в контрреволюционной деятельности.

Мученик Киприан Григорьевич Анников родился в 1875 году в деревне Зелёное Козловского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. По получении начального образования Киприан занимался хлебопашеством, кроме того, владел ремеслом сапожника.

Киприан Григорьевич был верующим человеком, ходил в церковь, исполнял обязанности псаломщика, был женат на Татьяне Ананьевой. В постановлении от 1 октября 1937 года об аресте Киприана Анникова он назван кулаком-псаломщиком. С 1915 по 1918 год служил в армии. После раскулачивания в 1929 году семья была выслана в Казахстан. В 1930 году Киприану удалось пробраться в Москву и устроиться бетонщиком на бетонный завод, где он проработал два года. Жена оставалась в Казахстане. 18 октября 1932 года Киприана Григорьевича арестовали предположительно в Москве и осудили на десять лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Отбывал наказание исповедник в Ново-Ивановском лагерном пункте Сиблага. Ко времени ареста ему исполнилось 62 года. В его учётно-статистической карточке внешность характеризовали так: выше среднего роста, плотного телосложения, волосы с проседью, глаза серого цвета, нос длиннее обыкновенного.

Киприан Анников 1 октября 1937 года был арестован в концлагере и в тот же день допрошен. На допросе решительно отверг все обвинения в контрреволюционной деятельности:

— Вам предъявляется обвинение, что вы, отбывая наказание в Ново-Ивановском отделении, участвовали в контрреволюционной группе, возглавляемой заключённым Крошечкиным, с которым проводили среди заключённых контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию соввласти. Дайте правдивые показания по существу предъявленного вам обвинения.

Киприан Григорьевич ответил:

— Виновным в участии в контрреволюционной группе вместе с Крошечкинымсебя я не признаю, в контрреволюционной группе я не участвовал, точно так же как не вёл контрреволюционной агитации среди заключённых. Не отрицаю, что вместе с Крошечкиным иногда читали газеты, участвовал вместе с ним в молениях, которые устраивались за бараком во дворе подконвойного городка.


+ + +

28 октября тройка при УНКВД приговорила архиепископа Павлина (Крошечкина), епископа Аркадия (Ершова), священников Никандра Чернелевского и Анатолия Левицкого и мирянина Киприана Анникова к высшей мере наказания. 3 ноября 1937 года они были расстреляны и погребены в безвестной могиле.

Священномученики Павлин, Аркадий, Никандр и Анатолий и мученик Киприан прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г.

Священномученик Павлин и иже с ним убиенные новомученики Кемеровские

Священномученик Павлин и иже с ним убиенные новомученики Кемеровские

https://rusk.ru/st.php?idar=79357