ПОЧЕМУ У ПРАВОСЛАВНЫХ СУЩЕСТВУЕТ ТРАДИЦИЯ ТРОЕКРАТНОГО ЦЕЛОВАНИЯ? ОБЯЗАТЕЛЬНА ЛИ ОНА?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Традиция целования как приветствия очень древняя. Конечно, сам обряд целования как приветствия связан с особым расположением людей друг к другу. Целованием они выказывают максимальную душевную близость и расположение. И в этом случае целование – это, без сомнения, символ любви. Т. е. я приближаю тебя к себе, к своим устам, к источнику своей жизни – к дыханию, а значит, и к сердцу. Вспомним Книгу Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Мы образно себе можем представить, что для того чтобы вдохнуть дыхание в кого-то, нужно к его лицу максимально приблизиться. Из этих библейских стихов мы видим, что Господь по Своей огромной любви к человеку максимально приблизился к нему и дал ему Свой драгоценный дар – душу живую и бессмертную. Дыхание Бога также напоминает поцелуй как символ любви Отца к Своему творению-ребенку.

Примерно такую же параллель-повторение мы встречаем и в Новом Завете, в истории с исцелением слепорожденного. Спаситель словно бы повторяет историю сотворения человека, показывая тем самым, что Он есть истинным Богом: «Иисус отвечал… Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому…» (Ин. 9:3–6). Земля здесь символ материи, из которой создан человек. Плюновение – символ того самого вдохновения-поцелуя, с помощью которого Бог вдыхает в человека жизнь – бессмертную душу, словно бы часть Себя, Свой образ-отпечаток.

Эти библейские примеры доказывают, что поцелуй – символ любви.

И поцелуй-лобзание при встрече или прощании – очень древняя традиция. О нем говорится и в Ветхом Завете: «И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его» (2 Цар. 20:9). Хотя, конечно, следует сказать справедливости ради, что родственник святого пророка и царя Давида Иоав через секунду убивает своего родственника Амессая мечом. Также читаем: «В уста целует, кто отвечает словами верными» (Притч. 24:26).

По Новому Завету нам известен поцелуй Иуды. Он, конечно, имел негативный смысл, но также это свидетельство того, что между Христом и Его учениками была принята традиция целования. В дальнейшем обычай целования мы встречаем и у апостолов, которые закрепили его в Церкви. Святой первоверховный апостол Петр пишет: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь» (1 Пет. 5:13,14). Очень поэтично об этом обычае пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1:12).

Позже в богослужебных чинах Православной Церкви мы видим развитие этого обряда. (Но только между лицами одного пола. В храме мужчины лобызаются с мужчинами, женщины с женщинами.) Во-первых, это происходит на Литургии верных после Великого входа. Диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Далее идет исповедание веры во Святую Троицу. Скажем так, признание священником Богу в любви, которое начинается словами «Возлюблю Тя, Господи…». Во время произнесения этих слов священник целует евхаристические сосуды. И на пении Символа веры происходит целование священников в алтаре при соборной службе. В принципе, в это время в древней Церкви целовались и верующие в храме. Это было выражением любви друг к другу. Целование часто совершалось троекратно (в честь Святой Троицы).

Также Устав предписывает целование по совершении Пасхальной заутрени перед чтением слова святителя Иоанна Златоуста: «По тому же образу и иереев целуют, и сами между собою по чину своему…Таже по них и миряне такожде целование творят».

Хочется предупредить нас от проявления чрезмерного рвения. Будем помнить, что Уставы древней Церкви писались тогда, когда православные общины были небольшими, люди хорошо знали друг друга. В этом виделся некий образ семьи. К тому же опасность гонений от иудеев и римских властей сплачивала людей. Поэтому братское лобызание было искренним. Представим себе лобызание на воскресной или Пасхальной Литургии в каком-нибудь переполненном кафедральном соборе между вообще незнакомыми людьми. Это довольно сложно.

То же примерно происходит между нами – священниками. Если ты встретишь малознакомого батюшку, то пожмешь ему руку и прикоснешься щекой к его щеке, что также символизирует братское лобзание. Но если ты встретишь своего друга, которого давно не видел, то тогда и обнимать его кинешься, и троекратно целовать.

Поэтому, мне кажется, все должно быть в меру. Внешняя форма даже обряда троекратного целования должна идти от любви и теплоты сердца, а никак не наоборот. Если я буду целовать человека, но любви к нему испытывать не буду, то получится пародия, комическое зрелище. Поэтому с Божьей помощью нужно возделывать в своем сердце любовь и внимательность к другому человеку, которые тонко и нежно подскажут тебе, как поступить с ближним своим…

http://pravlife.org/ru/content/pochemu-u-pravoslavnyh-sushchestvuet-trad...