Митрополит Митрофан: Разобраться в сегодняшних событиях можно только обратившись к Евангелию

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Суббота по Рождестве Христовом

В субботу по Рождестве Христовом митрополит Горловский и Славянский Митрофан, викарии епархии архиепископ Краснолиманский Алипий и епископ Добропольский Спиридон совершили Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе Славянска. По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к горожанам с архипастырским словом.

Я всех вас сердечно, от души поздравляю с великим праздником Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Он родился больше двух тысяч лет назад, но каждое поколение по-своему переживает это событие. Мы рождаемся и умираем во времени, а Бог пребывает в вечности, где нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Над вечностью время не властно, поэтому Рождество, которое произошло в Вифлееме, и в сегодняшний день происходит с нами. Для нас очень важно, чтобы и мы смогли достойно войти в вечность ко Христу, Который пришёл к нам в рождественскую ночь.

Сегодня о Боге, добре, любви, истине и правде говорят так много и часто, что эти слова истёрлись. Они перестали доходить до сердца. Заходят в уши и сразу же из них выходят, потому что говорят эти слова люди, которые сами далеки от добра, любви, правды и истины. Сегодня о вере говорят неверующие, о Церкви — безбожники, а о правде — пользующиеся неправдой как средством для достижения своих целей. О любви говорят те, кто развязал войну и проливает кровь своих соотечественников, о единении — те, кто разделяет.

Как за всеми этими словами, которые говорят бесконечно, понять, где свет, а где тьма, где ложь, а где истина? Без обращения своего взора, души и сердца к Евангелию в этом практически не разобраться. Если слушать только слова, но не смотреть на дела, как сказано в Слове Божием — «по плодам познаете их» (Мф. 7:16), — то можно запутаться и заблудиться.

Рождество — это праздник, который напоминает нам о том, каковы настоящие Церковь, любовь, истина и правда. Если мы посмотрим на Христа, то увидим, что спасение наше совершается через Его личный подвиг, для которого Он берёт благословение у Своего Отца Небесного. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Свет от тьмы отличается тем, что свет себя отдаёт всем, а тьма хочет забирать. Тьма, даже прикрываясь видом света, требует служения, поклонения и почитания самой себя. Свет служит и отдаёт себя другим. Господь сказал, что «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Пастырь не просит, чтобы овцы за него душу положили, а сам за них полагает душу.

Тьма, прикрываясь светом, разделяет. Диавол хочет присвоить этот мир, который Бог сотворил не для него, стать его владыкой. Во все времена тьма поступает точно так же: она ищет возможности и момента присвоить себе то, что ей не принадлежит. И сегодня тьма восстала против Церкви, против верующих людей.

Нам абсолютно понятны мотивы высших государственных лиц — президента, премьер-министра, администрации. Они, как безбожники или представители других конфессий, Церковью решили воспользоваться. Бог им Судья. Мы молимся, чтобы Господь их вразумил, и они покаялись и до конца жизни хотя бы поняли свою ошибку и помолились Богу, чтобы Господь их простил. Но почему так поступают люди, которые должны быть на страже канонов, на страже истины? Почему так поступает Константинополь? Почему так поступают те, кто называет себя сегодня епископами? Почему церковные люди разрешают этому беззаконию совершаться? Это самые болезненные вопросы, которые сегодня есть в сердцах верующих. На эти вопросы больнее всего получать ответы.

Когда мы читаем Евангелие, мы понимаем, что «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11), а не перелезает через забор во двор неверующих чиновников. Разве наш предстоятель Блаженнейший митрополит Онуфрий ищет своего? Ему бы сейчас выгодно было согласиться с властями, сделать себя предстоятелем этой новой объединённой «церкви», согласиться на все те условия, которые перед ней ставят, и не обращать внимания, о чём думает его паства. Но он избирает путь исповедничества. Он ищет не своей выгоды, а служит той пастве, пастырем которой поставил его Господь, и душу свою полагает за овцы. Если мы посмотрим на Константинополь, там наоборот. Они пытаются проявить свою власть над тем, что никогда им не принадлежало, и при этом заботятся не о людях, не о преодолении раскола, не о том, чтобы любовь воцарилась, а о своей личной выгоде.

Для нас очень важно смотреть на всё, что происходит вокруг нас, не глазами политиков, которые далеки от Бога и Церкви, а глазами Того, Кто в вифлеемскую пещеру пришёл и стал Человеком в хлеву для скота ради Своей паствы, ради нас с вами. Глазами Того, Кто на Тайной вечере ученикам, которые спорили, кто из них старший, умывал ноги и говорил, что «Я вам всем слуга». Глазами Того, Кто на Кресте молился: «Прости им, ибо не ведают, что творят!» (Лк. 23:34), — а не призывал к ненависти, вражде и разделениям. Глазами Того, Кто говорит, что нет уже ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужского пола, ни женского, но всяческая во всех — Христос (Гал. 3:28; Кол. 3:11). Глазами Того, Кто объявил, что если вы Мои ученики, должны иметь любовь между собою (Ин. 13:35).

Если мы этими глазами будем смотреть на свою жизнь и на всё, что происходит вокруг нас, мы никогда не соблазнимся и не поколеблемся. Мы всегда будем стремиться к тому свету, который каждый из нас когда-то увидел, переступив порог храма, и услышал в словах Евангелия. Мы никогда от него не отступим, какие бы испытания ни окружали нашу Церковь в дни сегодняшние.

Господь сказал: «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12:32). Он пообещал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). И поэтому, несмотря на ту бурю, которая поднялась вокруг нас, у нас с вами не должно ни быть страха, ни ненависти к тем, кто поступает неправильно, ни желания воздать им злом. Служить свету можно только тогда, когда мы похожи на Того, Кто этот свет принёс, только подражая Ему, только следуя Его путём. Не воздавая злом за зло, молясь за врагов, прощая обидчиков и не отрекаясь от истины, чего бы нам это ни стоило.

Злоба, неверие, раздражительность, гнев, земные похоти, к которым привязывается наше сердце, делают нас слабыми. Но мы всё это должны победить с помощью Божией и остаться верными Христу, в чём всем нам пусть поможет Премилосердный Господь в эти святые, праздничные и светлые дни Рождества!

12 января 2019 г.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/mitropolit-mitrofan-razobratsya-v-segodny...