ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ВЫПУСТИЛ КАТАЛОГ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОКРОВИЩА ПАТРИАРШЕГО МУЗЕЯ ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Москва, 20 декабря 2016 г.

Кафедральный соборный храм Христа Спасителя выпустил каталог «Художественные сокровища Патриаршего музея церковного искусства». В нем представлены экспонаты, выставленные в Патриаршем музее церковного искусства. В их числе египетский фаюмский портрет, прародитель древнейших произведений иконописи; палестинская мозаика, иконы, разные по стилю, технике исполнения и времени написания, сообщает Коммерсант.

«В основе этого альбома уникальная коллекция Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя, которая собиралась вначале под эгидой Отдела внешних церковных связей, а затем и Московской патриархии, при поддержке президента Российской Федерации Владимира Путина, при активном участии меценатов, как российских, так и зарубежных,— говорится во вступительном к каталогу слове Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.— Эта коллекция состоит из икон, которые дают возможность людям, желающим познакомиться с историей церковного искусства, увидеть развитие церковного канона и стилей иконописи, начиная от самой глубокой древности и до начала ХХ века».

Напомним, что Патриарший музей церковного искусства был открыт в ноябре 2015 года в музейной галерее Преображенской церкви храма Христа Спасителя. Надо отметить, что подобного музея не было в России никогда, ни до 1917 года, ни после. Он был создан по инициативе предстоятеля Русской Православной Церкви. Экспозиция, расположенная на нескольких сотнях квадратных метров, представляет одну из крупнейших коллекций иконописи. По словам организаторов музея, собрание икон формировалось на протяжении многих лет стараниями Русской православной церкви. В состав экспозиции, в частности, вошли памятники церковного искусства IV–ХХ веков, переданные в дар Предстоятелю Русской Православной Церкви — Патриарху Кириллу.

267 страниц каталога дают представление о собрании уникальной коллекции церковного искусства, в которую вошли египетский фаюмский портрет, прародитель древнейших произведений иконописи; палестинская мозаика (V–VI века); византийская икона Рождества Христова (конец XIV—начало XV века); литые иконы из Византии, Грузии и Малой Азии (V–XII века); потир (XII век); редкий по иконографии образ святого великомученика Георгия Победоносца с «двойным чудом» (XVI век); икона Богоматери Палестинской с Младенцем (Сиенская школа, XIV век). Каталог содержит четыре основных раздела: «Древности IV–X веков», «Иконы XIV–XVIII веков, Византия, Греция, Италия, Балканы», «Русские иконы XIV—начала XX века», «Прикладное искусство». Каждый из разделов предваряет краткая историческая статья ведущих искусствоведов, специалистов по данной исторической эпохе, рассказывающая о событиях, сопутствовавших созданию памятников христианства.

«Большая часть коллекции — иконы, разные по стилю, технике исполнения, времени написания, степени сохранности,— рассказывает Патриарх Кирилл во вступительном слове.— Экспозиция дает представление об историческом и географическом аспектах развития иконописи. Памятники из Византии, Малой Азии, Македонии, Сербии, Болгарии, Греции, Кипра, Италии, Грузии и Северной Европы соседствуют на выставке с русскими иконами новгородской, псковской, московской, строгановской школ. Значительная часть памятников, включенных в данный альбом, впервые вводится в научный оборот».

http://www.pravoslavie.ru/99602.html