Как Церковь относится к модификации внешности?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Модификация внешности

Так уж повелось, что мало кто доволен тем, как он выглядит. А найти того, кто не хотел бы изменить в себе хотя бы что-нибудь, практически невозможно. К тому же, сегодня пропагандируют определенный тип внешности, причем как среди мужчин, так и среди женщин. Не всегда ему удается соответствовать только при помощи косметики и диеты, иногда приходиться прибегать и к более радикальным методам — например, пластической хирургии. Но ведь Бог создал нас по образу и подобию Своему! Можно ли православному христианину менять внешность по своему усмотрению? Об этом корреспондент ТК «Орбита» спросила благочинного Добропольского округа протоиерея Леонида Доценко.

— Абсолютно все хотят хорошо выглядеть — и в то же время Бог создал человека по образу и подобию Своему. Стоит ли в себе что-то менять?

— Менять не нужно, нужно содержать себя в порядке, чтобы другим людям было приятно на нас посмотреть. Нужно вовремя и подстричься, и побриться.

— Самое минимальное, что мы можем с собой сделать — подстричься, нанести макияж, покрасить волосы. Скажите, это как-то противоречит учению Церкви?

— Если седая женщина немножечко цвет своих волос изменит, то ничего в этом греховного не будет — главное, чтобы она имела меру. Можно иметь длинные волосы, но только если они аккуратные, иначе их лучше укоротить. Пожалуйста, пусть женщины себя украшают, но так, чтобы соответствовать словам апостола Павла: женщина должна не только заботиться об украшении своих волос, но и должна быть таким человеком, с которым всем было бы радостно находиться рядом. Это пожелание не только женщинам, но и всем без исключения.

— Пластическая хирургия — это грех?

— Если этого требует медицина — например, ребёнок родился с заячьей губой или с волчьей пастью, или человек попал в аварию, — то почему бы не сделать операцию? А если человек нормальный, то ему этого делать не нужно, это даже будет греховно. Ты такой, как есть, и ты неповторим — зачем себя изменять и под кого-то подстраивать?

— Многие недовольны своей фигурой, поэтому прибегают к различным диетам. Иногда перегибают палку: появляется анорексия, булимия. Насколько это разумно?

— Если человек живёт полноценной жизнью, то есть занимается спортом, трудится, вовремя питается, такая проблема не возникает. На одном из пансионатов написаны самые простые слова: «Корисна їжа та вчасний сон — найкращі ліки». А если человек ещё и верующий, христианин, то он знает, что есть многодневные и однодневные посты. Даже те люди, которые не верят в Бога, признают, что посты церковные правильно созданы, говорят об этом на основе медицинских знаний. Конечно, нужно уметь правильно питаться в посту: пост не для того, чтобы навредить телу, а наоборот. Если человек будет всё это делать с умом, то всё у него будет в порядке. Не надо прибегать ни к каким крайностям, потому что эти крайности могут не только повредить здоровью и сделать человека инвалидом, но даже привести к смерти. Зачем над собой проводить такие опасные опыты?

— С возрастом появляются морщины, и некоторые женщины прибегают к инъекциям гиалуроновой кислоты. Это как-то противоречит учению Церкви?

— Когда спрашиваешь у верующего пожилого человека, какие годы у него самые счастливые, он с радостью вспоминает своё детство, а потом — тот возраст, в котором находится сейчас. Спрашиваешь: «А в молодости разве не было у тебя радости?» — «О ней лучше не спрашивать…» Человек прекрасно понимает, что не в красоте счастье. Если человек в душе красив, то больше ему ничего не надо. Он может быть инвалидом, увечным человеком, а с ним будет радостно общаться. Вот буквально сегодня видел клип, как детки на Пасху поздравляли людей на языке глухонемых, пели на нем песню. Как это возможно? Я даже не представлял, а они спели её, и так красиво, что я чуть ли не заплакал, посмотрев этот клип.

Посмотрите на Ника Вуйчича — в него влюбилась здоровая женщина. Он инвалид, и тем не менее, многие его приглашают на мероприятия. Красота должна быть внутренняя, а внешняя — насколько это возможно. Если надо макияж сделать — можно сделать, но не так, чтобы утром муж проснулся и испугался. Во всём должна быть мера, золотая середина. Если при этом человек будет жить духовной жизнью, то он будет для всех красив, даже если он в возрасте. Спросите любого человека: «Скажи, а ты свою бабушку или дедушку любишь? Они же старые, чего ты их любить будешь?» А все любят, потому что они им дороги. Не во внешней красоте счастье, а во внутренней жизни. Можно быть абсолютно красивым, но абсолютно негодным человеком.

— На одном из форумов, где можно задавать вопросы священнику, один молодой человек спросил, может ли он себе сделать себе татуировку с архистратигом Михаилом. Насколько это разумно?

— Есть такой священник — отец Валериан (Головченко), он занимается с молодёжью, проводит беседы, общается, ездит по социальным объектам, помогает обездоленным людям. Он сам когда-то этим страдал и по этому поводу говорит: «Если ты сделал одну наколку, неважно какую, даже если с архистратигом Божиим Михаилом, то тебе захочется ещё одну сделать — и так пока всё тело твоё татуировками не покроется, не остановишься. Поэтому лучше не начинать».

У одного актёра были татуировки, и он решил их свести, а ему говорят: «Не надо тебе заниматься членовредительством. Нанёс — вот теперь ходи и людей смеши». Сегодня модно так — ты нанёс так. Пройдёт время, и эта мода пройдёт, а оно-то останется. И что ты будешь с этим делать? Оно уже стало не модно, тебя могут засмеять. К нанесению татуировки нужно относиться очень серьёзно, обдумать все за и против. Задуматься о своём здоровье, потому что никто не даст гарантию, что мы не заразимся при этом чем-нибудь опасным.

— То же самое можно и о пирсинге сказать?

— В Священном Писании можно много найти упоминания о том, что если человек прокалывает себе какие-то части тела, то он тем самым соглашается, что он раб. Над ним есть какой-то человек, господин. В наше время мы можем под этим господином понимать лукавого. Казалось бы, мелочь, но раз мы прокалываем добровольно — это значит, что мы добровольно каким-то образом ему служим. Господь этого не требует, Ему это не нужно совершенно.

Быкам часто в нос кольцо вешают. Для чего? Чтобы за это кольцо быка вести, то есть управлять им так, как хозяину угодно. Хотим ли мы показывать людям, что мы кем-то управляемы? Если человек проколол нос, не зная всего этого, то можно постепенно исправиться. А если он знает и делает, то сам свидетельствует, что он на такое отношение согласен.

— А может ли постоянное желание менять свою внешность нести какую-то опасность для человека?

— Естественно, это может привести и к унынию, и к печали, а в конечном итоге — и к депрессии, из которой очень сложно выйти. Если же говорить о внутреннем человеке, то постоянно нужно себя менять к лучшему, стараться жить по заповедям Божиим, сравнивать себя с Богородицей, с Господом, со святыми. Господь обязательно нам поможет стать лучше, и у нас отпадёт надобность становиться какими-то другими внешне. Когда человек красив внутри — он красив и снаружи, а если он безобразен внутри, то эта безобразность и наружу выходит. Священники могут поделиться наблюдениями, как человек после смерти превращается в нечто свиноподобное. О чём это говорит? Такая у него жизнь была… Поэтому, конечно, стоит начать менять себя к лучшему изнутри, тогда и снаружи мы станем лучшими.

— Отец Леонид, как можно научиться любить себя и ничего не хотеть в себе изменить?

— Как говорил один святой: «Молитва и труд всё перетрут». Если я буду вовремя молиться, достаточно трудиться — у меня никогда не возникнет желания что-то менять во внешности, потому что мне будет некогда этим заниматься. Какие у меня недостатки были — сгладятся в любом случае. Господь говорит: «Ищите прежде всего Царствия Божия, а всё остальное приложится вам». Вот так и здесь можно пожелать людям, чтобы они искали прежде всего Бога, искали, как помочь другим людям. Тогда жизнь у них станет прекрасной, и будет не важно, красив ты снаружи или некрасив.

Посмотрите, как мы любим своих маму и папу — именно потому, что они мама и папа. Не важно, красивые они или некрасивые, мы всегда будем их любить, потому что мы знаем, что они нам жизнь дали, они о нас заботились. Так же и нас люди могут любить — не за внешность. Как говорится в пословице, из красоты воду не пьют. Сегодня я красив, а завтра, не дай Бог, со мной случилась болезнь или авария — и я уже некрасивый. А ведь люди будут обо мне вспоминать как о человеке хорошем и относиться ко мне соответственно. Что посеет человек, то и пожинать будет. Красоту посеет вокруг себя — и вокруг него красота оживёт. Вот это самое главное.

Текстовый вариант подготовлен редакцией сайта Горловской епархии

http://gorlovka-eparhia.com.ua/kak-tserkov-otnositsya-k-modifikatsii-vne...