Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

День празднования: 21/8 июля

Об об­сто­я­тель­ствах про­слав­ле­ния Ка­зан­ской (Яро­слав­ской) ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри из­вест­но сле­ду­ю­щее.

В 1588 го­ду од­но­му бла­го­че­сти­во­му хри­сти­а­ни­ну по име­ни Ге­ра­сим, страст­но же­лав­ше­му иметь у се­бя ико­ну Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, во сне яви­лась Бо­го­ма­терь и ска­за­ла ему: «Ге­ра­сим, в Ка­за­ни, в тор­го­вом дво­ре у од­но­го юно­ши на ле­вой сто­роне в его лав­ке есть Моя ико­на. Возь­ми ее у юно­ши, и бла­го­да­тью Сы­на Мо­е­го и Бо­га она станет ис­точ­ни­ком чу­дес. Иди с ико­ной в го­род Ро­ма­нов и ска­жи жи­те­лям, чтобы храм во имя Рож­де­ства Мо­е­го, ко­то­рый был пе­ре­не­сен ими на го­ру, они вер­ну­ли на преж­нее ме­сто – под го­ру и на­зва­ли его во имя при­не­сен­ной то­бой ико­ны. Сам же оста­вай­ся в го­ро­де Ро­ма­но­ве до кон­чи­ны тво­ей».

Ге­ра­сим вы­пол­нил во­лю Бо­жи­ей Ма­те­ри, отыс­кав свя­тую ико­ну в ука­зан­ном ме­сте. Ед­ва он взял об­раз, пра­вая ру­ка его (дав­но болев­шая) сра­зу же ис­це­ли­лась. С чу­до­твор­ной ико­ной от­пра­вил­ся Ге­ра­сим в Ро­ма­нов (ныне го­род Ту­та­ев Яро­слав­ской об­ла­сти) и все ис­пол­нил по по­ве­ле­нию Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Два­дцать один год пре­бы­ва­ла Ка­зан­ская ико­на в хра­ме.

Од­на­ко по­сле то­го, как го­род в 1609 го­ду был взят ли­тов­ца­ми, свя­той об­раз был уве­зен неким ли­тов­ским офи­це­ром в Яро­славль. Жи­те­ли го­ро­да пред­ла­га­ли офи­це­ру боль­шую сум­му де­нег за ико­ну, но он дол­го не со­гла­шал­ся, и толь­ко через неко­то­рое вре­мя при­нес об­раз од­но­му из ста­рей­ших граж­дан Яро­слав­ля – Ва­си­лию Лыт­ки­ну. Ико­на бы­ла тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­на в за­го­род­ный при­ход­ской храм По­хва­лы Бо­го­ма­те­ри. Во вре­мя оче­ред­но­го на­па­де­ния на го­род поль­ских войск, свя­ты­ню пе­ре­нес­ли внутрь го­ро­да и по­ме­сти­ли в церк­ви Рож­де­ства Хри­сто­ва, на бе­ре­гу Вол­ги. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца два­жды яв­ля­лась диа­ко­ну Еле­аза­ру, по­веле­вая воз­двиг­нуть в честь Ее ико­ны храм, ко­то­рый и был со­ору­жен у зем­ля­но­го ва­ла с при­ступ­ной сто­ро­ны. От пе­ре­не­сен­ной в но­вый храм чу­до­твор­ной Ка­зан­ской ико­ны со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са. При хра­ме позд­нее был со­здан жен­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром по­се­ли­лись 72 сест­ры из ра­зо­рен­ной по­ля­ка­ми Яро­слав­ской жен­ской оби­те­ли.

В 1610 го­ду жи­те­ли Ро­ма­но­ва об­ра­ти­лись к ца­рю Ва­си­лию Иоан­но­ви­чу Шуй­ско­му с прось­бой раз­ре­шить вер­нуть ико­ну из Яро­слав­ля об­рат­но в Ро­ма­нов. Од­на­ко по­сле то­го, как в Яро­слав­ле от чу­до­твор­ной ико­ны про­изо­шли два чу­дес­ных ис­це­ле­ния – по­лу­па­ра­ли­зо­ван­ной ино­ки­ни Ани­сии и ума­ли­шен­но­го по­сад­ско­го че­ло­ве­ка Кон­стан­ти­на, яро­слав­цы дерз­ну­ли про­сить мо­нар­ха оста­вить ико­ну у них. По­сле по­дроб­но­го ис­сле­до­ва­ния свер­шив­ших­ся чу­дес бы­ло ре­ше­но оста­вить ико­ну в Яро­слав­ле, а в Ро­ма­нов от­пра­вить точ­ный спи­сок с об­ра­за, укра­сив его окла­дом, по­доб­ным то­му, ко­то­рый на­хо­дил­ся на са­мой чу­до­твор­ной иконе. 2 мар­та 1611 го­да спи­сок с по­че­стя­ми был пе­ре­не­сен в Ро­ма­нов и по­ме­щен в Ка­зан­ской церк­ви, где преж­де сто­я­ла чу­до­твор­ная ико­на. Сам же чу­до­твор­ный об­раз каж­дый год пе­ре­но­сил­ся из Яро­слав­ля в Ро­ма­нов.

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-jaroslavskaja

Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Вяз­ни­ков­ской, на­хо­ди­лась в со­бор­ном хра­ме го­ро­да Вяз­ни­ки Вла­ди­мир­ской епар­хии. Свя­тая ико­на про­сла­ви­лась мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми. Ве­ру­ю­щие, при­те­кав­шие к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це с ве­рой и упо­ва­ни­ем, по­лу­ча­ли от Ее об­ра­за ис­це­ле­ния и уте­ше­ние.

В 1624 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Фила­ре­та бы­ло про­из­ве­де­но рас­сле­до­ва­ние чу­дес по мо­лит­вам ко Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це пе­ред Ее Вяз­ни­ков­ской ико­ной. Вот как сви­де­тель­ству­ет об этом цер­ков­ная ле­то­пись: «Ле­та от Ми­ро­зда­ния 7132, а от Р. Хр. 1624, 11 ок­тяб­ря, по ука­зу ве­ли­ко­го го­су­да­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча и по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Фила­ре­та Мос­ков­ско­го и всея Рос­сии, ар­хи­манд­рит Вла­ди­мир­ско­го Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря Пор­фи­рий и с ним Спа­со-Зла­то­врат­ско­го мо­на­сты­ря игу­мен Вар­со­но­фий, да со­бор­ный про­то­поп со свя­щен­ни­ка­ми и диа­ко­на­ми при­сла­ны бы­ли в Вяз­ни­ков­скую сло­бо­ду для сви­де­тель­ства чу­дес от ико­ны Ка­зан­ской Бо­го­ма­те­ри. 13 ок­тяб­ря, во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, по­сле­до­ва­ло от той ико­ны ис­це­ле­ние дьяч­ку Иро­ди­о­ну, ко­то­рый умом был по­вре­жден и внут­рен­ним неду­гом бо­лез­но­вал мно­гие го­ды. То­гда же во вре­мя мо­леб­но­го пе­ния по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние Вла­ди­мир­ско­го уез­да, Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря, де­рев­ни На­се­ки­ной кре­стьян­ка Ксе­ния Се­ме­но­ва, не ви­дев­шая од­ним гла­зом несколь­ко лет. При­дя по обе­ща­нию к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це по­мо­лить­ся, она вы­пи­ла свя­той во­ды, омы­ла гла­за, по­сле че­го и про­зре­ла. Озна­чен­ный ар­хи­манд­рит был сви­де­те­лем этих чу­дес, при­ка­зал опи­сать и про­чие чу­де­са, быв­шие от ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы».

По­сле про­из­ве­ден­но­го след­ствия все слу­чаи ис­це­ле­ний от свя­то­го об­ра­за под­твер­ди­лись, и ико­на бы­ла при­зна­на чу­до­твор­ной.

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-vjaznikovskaja

Ка­зан­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Ниж­не­ло­мов­ской, яви­лась в 1643 го­ду близ го­ро­да Ниж­не­го Ло­мо­ва Пен­зен­ской гу­бер­нии. 8 (21) июля некий ка­зак Ан­дрей Ми­хай­лов сын На­бо­ков уви­дел Ка­зан­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, сто­яв­шую на пне воз­ле ис­точ­ни­ка, и до­ло­жил об этом во­е­во­де. Од­на­ко тот не по­ве­рил в чу­дес­ное яв­ле­ние ико­ны в ди­ком бо­ло­ти­стом ме­сте, за что и был на­ка­зан тя­же­лой бо­лез­нью сы­на. Осо­знав свой грех, во­е­во­да вме­сте со свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми го­ро­да от­пра­вил­ся крест­ным хо­дом в глу­хо­мань, где на ме­сте яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за был со­вер­шен мо­ле­бен. За­ступ­ле­ни­ем Ца­ри­цы Небес­ной сын во­е­во­ды чу­дес­ным об­ра­зом ис­це­лил­ся.

Поз­же по­сле­до­ва­ли и дру­гие чу­де­са, по­сле че­го го­ро­жане окон­ча­тель­но уве­ри­лись в том, что ико­на чу­до­твор­ная. В 1644 го­ду на ме­сте яв­ле­ния по­ста­ви­ли де­ре­вян­ную ча­сов­ню, ку­да был по­ме­щен чу­до­твор­ный об­раз, а в 1648 го­ду, по хо­да­тай­ству мест­но­го на­се­ле­ния на этом ме­сте был воз­ве­ден храм. Позд­нее при церк­ви был устро­ен мо­на­стырь. Муж­ской Ка­зан­ско-Бо­го­ро­диц­кий мо­на­стырь стал ши­ро­ко из­ве­стен в Рос­сии и про­су­ще­ство­вал до 30-х го­дов ХХ сто­ле­тия.

В 1709 го­ду в Ка­зан­ском мо­на­сты­ре про­изо­шел по­жар, уни­что­жив­ший все де­ре­вян­ные по­строй­ки, но чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла спа­се­на. В глав­ном, Ка­зан­ском со­бо­ре вновь от­стро­ен­но­го, уже ка­мен­но­го, мо­на­сты­ря, в ниж­нем яру­се пя­ти­ярус­но­го ико­но­ста­са, по ле­вую сто­ро­ну от цар­ских врат и бы­ла по­ме­ще­на чу­до­твор­ная Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Об­раз древ­ней жи­во­пи­си си­ял зо­ло­тым окла­дом, се­реб­ря­ной ко­ро­ной, усы­пан­ной 84 круп­ны­ми и мел­ки­ми брил­ли­ан­та­ми. На клей­мах по сто­ро­нам ико­ны бы­ли по­ме­ще­ны изо­бра­же­ния, ука­зы­вав­шие на яв­лен­ные Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей чу­де­са.

Чу­до­твор­ный Ниж­не­ло­мов­ский об­раз по­чи­тал­ся не толь­ко в Пен­зен­ской, но и в Там­бов­ской и Са­ра­тов­ской гу­бер­ни­ях, ку­да ча­сто и на­дол­го бра­ли ико­ну.

По­сле страш­ных бо­го­бор­че­ских лет на­ча­ла XX сто­ле­тия от неко­гда бо­га­то­го, зна­ме­ни­то­го да­ле­ко за пре­де­ла­ми сво­ей гу­бер­нии мо­на­сты­ря оста­лись лишь ру­и­ны ар­хи­манд­рит­ско­го кор­пу­са. Счи­та­лась без­воз­врат­но утра­чен­ной и чу­до­твор­ная Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Со­хра­ня­лась лишь ли­то­гра­фи­че­ская ко­пия чу­до­твор­но­го об­ра­за. Сле­ды ико­ны за­те­ря­лись в те го­ды, ко­гда но­вая власть в пе­ри­од сви­реп­ство­вав­ше­го в 20-е го­ды по всей стране го­ло­да при­ня­лась разо­рять и уни­что­жать мо­на­сты­ри и хра­мы по всей Рос­сии.

Но на­деж­да пра­во­слав­ных лю­дей на воз­вра­ще­ние свя­ты­ни ни­ко­гда не по­ки­да­ла их сер­дец. И вот 26 ап­ре­ля 2008 го­да, в Страст­ную Суб­бо­ту, в са­мый ка­нун Свя­той Пас­хи, чу­до­твор­ный Ка­зан­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы сно­ва за­нял свое ме­сто во вновь по­стро­ен­ном хра­ме, освя­щен­ном в его честь, Ка­зан­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря. Ока­зы­ва­ет­ся, в те­че­ние се­ми­де­ся­ти лет ико­ну, спа­сая от по­ру­га­ния, бла­го­го­вей­но хра­ни­ли в се­мье рас­стре­лян­но­го в 30-е го­ды мест­но­го ико­но­пис­ца А.И. Кли­мо­ва.

Ныне чу­до­твор­ный Ниж­не­ло­мов­ский Ка­зан­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся глав­ной пра­во­слав­ной свя­ты­ней Пен­зен­ской об­ла­сти.

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-nizhnelomovskaja

Икона Богородицы Казанская (Витебская) - свя­ты­ня древ­не­го Мар­ко­ва Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря Ви­теб­ской епар­хии, воз­ве­дён­но­го в XVII ве­ке в се­ле Мар­ко­во. Во вре­мя рус­ско-поль­ской вой­ны 1654–1667 го­дов Ви­тебск и По­лоцк на неко­то­рое вре­мя пе­ре­шли к Мос­ков­ско­му го­су­дар­ству, в свя­зи с чем мо­на­стырь стал под­чи­нять­ся Мос­ков­ско­му Пат­ри­ар­ха­ту. В 1656 го­ду пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Ни­кон от име­ни ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча по­да­рил мо­на­сты­рю спи­сок Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рый стал глав­ной свя­ты­ней оби­те­ли.

Вско­ре от ико­ны ста­ли про­ис­те­кать чу­де­са. Так, в тех же се­ре­дин­ных го­дах XVII сто­ле­тия по мо­лит­вам пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной в Ви­теб­ске бы­ла пре­кра­ще­на эпи­де­мия (эпи­де­мия ка­кой бо­лез­ни ле­то­пи­си не со­хра­ни­ли). А в 1867 го­ду пе­ред ико­ной ис­це­ли­лась же­на ви­теб­ско­го гу­бер­на­то­ра В. Н. Ве­рёв­ки­на.

По­сле то­го, как в 1772 го­ду по­сле пер­во­го раз­де­ла Ре­чи Поспо­ли­той Ви­тебск окон­ча­тель­но во­шёл в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии, Свя­то-Тро­иц­кий Мар­ков мо­на­стырь на мно­гие го­ды стал опло­том Пра­во­сла­вия на за­пад­ных ру­бе­жах Рос­сии.

В 1812 го­ду мо­на­стырь под­верг­ся ра­зо­ре­нию вой­ска­ми На­по­лео­на. По­чти всё цен­ное иму­ще­ство бы­ло вы­ве­зе­на за­хват­чи­ка­ми, но чти­мую Ка­зан­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри мо­на­хам уда­лось спря­тать в ле­су. По­сле окон­ча­ния вой­ны ра­зо­рён­ный мо­на­стырь был вос­ста­нов­лен уси­ли­я­ми жерт­во­ва­те­лей. Оче­ред­ное ра­зо­ре­ние оби­те­ли про­изо­шло в са­мые пер­вые го­ды со­вет­ской вла­сти. Воз­ро­дил­ся мо­на­стырь в 2000 го­ду. Чти­мая Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­реб­ря­ном окла­де бы­ла воз­вра­ще­на в оби­тель и те­перь вы­но­сит­ся на крест­ные хо­ды в дни ве­ли­ких празд­ни­ков.

С 2014 го­да Ка­зан­ская Ви­теб­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри вклю­че­на в офи­ци­аль­ный цер­ков­ный ка­лен­дарь для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-vitebskaja

Чу­до­твор­ная Ка­зан­ская (Тобольская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яви­лась в го­ро­де То­боль­ске в 1661 го­ду при сле­ду­ю­щих об­сто­я­тель­ствах: дьяк То­боль­ско­го Зна­мен­ско­го мо­на­сты­ря Иоан­ни­кий по­ве­дал о быв­ших ему во сне трех­крат­ных яв­ле­ни­ях свя­ти­те­ля, ко­то­ро­го он при­нял за свя­то­го мит­ро­по­ли­та Филип­па, по­веле­вав­ше­го ему от име­ни Бо­го­ро­ди­цы взять Ка­зан­скую ико­ну, в небре­же­нии сто­яв­шую в чу­лане церк­ви Трех Свя­ти­те­лей, и по­ста­вить в но­вом хра­ме, ко­то­рый сле­ду­ет воз­двиг­нуть в три дня, а на чет­вер­тый освя­тить. «То­гда, – ска­зал явив­ший­ся свя­ти­тель, – в го­ро­де пре­кра­тят­ся про­лив­ные до­жди и ис­чез­нут вред­ные на­се­ко­мые». Иоан­ни­кий по­бо­ял­ся сра­зу от­крыть на­сто­я­те­лю об этих ви­де­ни­ях. На утре­ни, при чте­нии ска­за­ния о яв­ле­нии Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ка­за­ни, он упал в глу­бо­кий об­мо­рок. При­дя в се­бя, дьяк все рас­ска­зал сво­е­му ду­хов­ни­ку, а тот – на­сто­я­те­лю.

По­ве­ле­ние Пре­чи­стой Де­вы бы­ло ис­пол­не­но. Сна­ча­ла был со­вер­шен крест­ный ход со свя­тым об­ра­зом на ме­сто воз­ве­де­ния хра­ма, ко­то­рый и был по­стро­ен в три дня, а на чет­вер­тый – освя­щен. На­род со сле­за­ми про­сла­вил ми­ло­сер­дие Ца­ри­цы Небес­ной. По­сто­ян­ные до­жди в той мест­но­сти сра­зу пре­кра­ти­лись. С той по­ры от ико­ны Бо­го­ро­ди­цы на­ча­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния.

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-tobolskaja

В кон­це XVII ве­ка в 20 вер­стах от го­ро­да Ах­тыр­ки Харь­ков­ской гу­бер­нии, в недав­но воз­ник­шем сель­це Кап­лу­нов­ке, на ре­ке Хух­ре, жил бла­го­че­сти­вый свя­щен­ник о. Иоанн Ильич Ума­нов. В 1689 г. ему явил­ся чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри.

8 сен­тяб­ря, в день Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, он ви­дел во сне стар­ца, ко­то­рый ска­зал ему, что через три дня к нему при­дут три ико­но­пис­ца: один 70-ти, дру­гой 80-ти, тре­тий 90 лет. У это­го тре­тье­го ста­рец при­ка­зал взять связ­ку икон, семь верх­них воз­вра­тить ико­но­пис­цу, а вось­мую, ко­то­рая бу­дет Ка­зан­ской, оста­вить у се­бя; за это свя­щен­ни­ку обе­ща­ны от Бо­го­ма­те­ри ми­лость и бла­го­дать. По­сле это­го сна о. Иоанн по­стил­ся и еже­днев­но со­вер­шал ли­тур­гию. На тре­тий день, воз­вра­ща­ясь из церк­ви до­мой, он уви­дел иду­щих к нему трех пре­ста­ре­лых ико­но­пис­цев. Он при­гла­сил их к се­бе, ра­душ­но при­нял, за­тем у стар­ше­го взял связ­ку икон, и вось­мая, как бы­ло во сне пред­ска­за­но, ока­за­лась Ка­зан­ской. Ико­но­пис­цы в бла­го­дар­ность за хо­ро­ший при­ем хо­те­ли от­дать ико­ну да­ром и ед­ва со­гла­си­лись взять за нее 15 ко­пе­ек. По­сле это­го они про­дол­жа­ли свой путь.

Отец Иоанн Ума­нов по­ста­вил ико­ну у се­бя в ком­на­те и день и ночь теп­лил пе­ред ней све­чу. В ночь на тре­тье вос­кре­се­нье он уви­дел во сне Де­ву необы­чай­ной кра­со­ты, Ко­то­рая, кос­нув­шись его ру­кой, ска­за­ла ему:

— Иерей Иоанн, не вы­нуж­дай Ме­ня быть в тво­ей хра­мине, а от­не­си в Мою цер­ковь!

Цер­ковь в Кап­лу­нов­ке бы­ла в честь Рож­де­ства Бо­го­ма­те­ри. Ко­гда о. Иоанн проснул­ся, ке­лья его бы­ла оза­ре­на яр­ким све­том. Он со­брал­ся с ду­хом, по­до­шел к иконе и уви­дел, что из глаз ли­ка Бо­го­ма­те­ри стру­ят­ся по дос­ке сле­зы. Он немед­лен­но со­брал на­род, рас­ска­зал о про­ис­хож­де­нии ико­ны и о со­бы­ти­ях по­след­ней но­чи, и ико­на по­сле мо­леб­на тор­же­ствен­но бы­ла пе­ре­не­се­на в храм, где про­сла­ви­лась чу­де­са­ми. По име­ни се­ла ее ста­ли звать Кап­лу­нов­ской.

Отец Иоанн дол­го еще по­сле этих со­бы­тий слу­жил в се­ле и уте­шал­ся все воз­рас­тав­шей сла­вой ико­ны. Ему же вы­па­ла на до­лю ра­дость ви­деть то об­ще­го­судар­ствен­ное зна­че­ние, ко­то­рое ико­на по­лу­чи­ла во вре­мя вой­ны Кар­ла XII с Пет­ром Ве­ли­ким.

Ко­гда швед­ский ко­роль Карл XII вторг­ся со сво­и­ми вой­ска­ми в Ма­ло­рос­сию, Петр, идя к нему на­встре­чу и ища по­мо­щи Небес­ной, вы­звал к се­бе в Харь­ков от­ца Иоан­на с Кап­лу­нов­ской ико­ной, ко­то­рую и оста­вил при ар­мии. Меж­ду тем Карл, до­брав­шись с Ма­зе­пой до Кап­лу­нов­ки, рас­по­ло­жил­ся там на от­дых и за­нял дом о. Иоан­на. Несколь­ко сол­дат Кар­ла хо­те­ли под­жечь цер­ковь, но дро­ва, ко­то­ры­ми они об­ло­жи­ли храм, не за­го­ра­лись. Карл ви­дел все это из ок­на и по­про­сил у Ма­зе­пы объ­яс­не­ния то­го, как это лю­ди не мо­гут за­жечь хра­ма. Ма­зе­па ска­зал, что храм, ве­ро­ят­но, охра­ня­ет Бо­го­ма­терь, так как здесь на­хо­дит­ся Ее ико­на, при­зна­ва­е­мая чу­до­твор­ной. Швед­ский ко­роль ве­лел при­ве­сти к се­бе ко­го-ни­будь из кап­лу­нов­ских жи­те­лей. Сыс­ка­ли од­но­го че­ло­ве­ка в ле­су, и Карл стал рас­спра­ши­вать его, где сто­ит Петр с вой­ска­ми. Тот от­ве­чал, что в Харь­ко­ве. За­тем Карл спро­сил, тут ли ико­на Бо­го­ро­ди­цы. Узнав, что она уне­се­на в ар­мию, он ска­зал Ма­зе­пе:

— Церк­ви и без ико­ны не мог­ли за­жечь, а где бу­дет Она Са­ма, там, на­вер­ное, при­дет­ся нам очень пло­хо.

Пе­ред на­ча­лом Пол­тав­ско­го боя Петр при­ка­зал но­сить Кап­лу­нов­скую ико­ну по ря­дам рус­ской ар­мии и со сле­за­ми мо­лил­ся пе­ред об­ра­зом. За­тем по­сле бит­вы свя­щен­ник Иоанн с ико­ной был вы­тре­бо­ван в Моск­ву и от­ту­да уже от­пу­щен с свя­ты­ней до­мой. Петр сде­лал на ико­ну се­реб­ря­ную вы­зо­ло­чен­ную ри­зу с дра­го­цен­ны­ми ка­ме­нья­ми и се­реб­ря­ный ков­чег.

На ки­о­те этом — над­пись: «В сем ков­че­ге им­пе­ра­тор Петр I по окон­ча­нии 1709 го­да с Кар­лом XII под Пол­та­вой вой­ны, при­слал об­рат­но в Кап­лу­нов­ку чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри».

В 1744 го­ду в Харь­ко­ве со­став­ле­но по­вест­во­ва­ние о Кап­лу­нов­ской иконе на ос­но­ва­нии све­де­ний, по­лу­чен­ных от свя­щен­ни­ка о. Иоан­на Ума­но­ва. Поз­же сю­да вклю­че­ны сви­де­тель­ства о по­сле­ду­ю­щих зна­ме­ни­ях и ис­це­ле­ни­ях, быв­ших от ико­ны.

Празд­но­ва­ние этой иконе со­вер­ша­ет­ся еще 8 июля, в день Ка­зан­ской ико­ны.

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-kaplunovskaja

Икона Богородицы Казанская (Тамбовская). Этот об­раз на­хо­дит­ся в ниж­ней Пре­об­ра­жен­ской церк­ви Там­бов­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. Пер­вое про­слав­ле­ние его со­вер­ши­лось 6 де­каб­ря 1695 го­да, в па­мять че­го и уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние.

Во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния в этот день от ико­ны ис­тек­ли сле­зы, обиль­но омо­чив­шие пе­ле­ну и ана­лой. Чу­до это бы­ло то­гда же за­пи­са­но каз­на­че­ем ар­хи­ерей­ско­го до­ма иеро­мо­на­хом Гав­ри­и­лом. С это­го вре­ме­ни мно­же­ство бо­го­моль­цев ста­ло сте­кать­ся к пре­чи­сто­му об­ра­зу, а жи­те­ли го­ро­да и его бли­жай­ших окрест­но­стей на­ча­ли брать ико­ну Бо­го­ма­те­ри в свои до­ма. Мно­гие недуж­ные, с ве­рой при­те­кав­шие под мо­лит­вен­ный по­кров Бо­го­ро­ди­цы, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние от сво­их немо­щей.

По изо­бра­же­нию Там­бов­ская ико­на сход­на с Ка­зан­ской, по­че­му празд­не­ство в честь это­го об­ра­за со­вер­ша­ет­ся еще и 8 июля. В Пре­об­ра­жен­ской церк­ви об­раз этот по­ме­ща­ет­ся за пер­вым се­вер­ным стол­бом со­бор­но­го ниж­не­го хра­ма. Ико­на встав­ле­на в по­зо­ло­чен­ную рез­ную ра­му за стек­лом и укра­ше­на среб­ро­по­зо­ло­чен­ной ри­зой, усе­ян­ной дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми.

В верх­ней со­бор­ной церк­ви то­го же ка­фед­раль­но­го хра­ма есть дру­гой мест­но­чти­мый об­раз Бо­го­ма­те­ри, име­ну­е­мый Там­бов­ским.

В Там­бо­ве из­вест­на еще чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­зы­ва­е­мая Ут­кин­ской. Све­де­ния о ней по­ме­ще­ны под 16 ап­ре­ля.

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-tambovskaja

Ка­зан­ская (Пензенская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла по­жа­ло­ва­на ца­рем Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем (1645–1676) в бла­го­сло­ве­ние го­ро­ду Пен­зе при его ос­но­ва­нии в 1666 го­ду. От Моск­вы до са­мой Пен­зы об­раз нес­ли на ру­ках и по­ме­сти­ли в го­род­скую со­бор­ную цер­ковь. При­те­кав­шие с ве­рой к этой иконе все­гда по­лу­ча­ли по­мощь в раз­лич­ных нуж­дах.

Чу­до­твор­ной иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Пен­за обя­за­на сво­им спа­се­ни­ем от вра­гов. На­ка­нуне 4 ав­гу­ста 1717 го­да во вре­мя на­ше­ствия ко­че­вав­ших в аст­ра­хан­ских и са­ра­тов­ских сте­пях но­гай­ских та­тар (так на­зы­ва­е­мый «ку­бан­ский по­гром»), ко­гда не оста­ва­лось на­дежд на спа­се­ние го­ро­да, все жи­те­ли со­бра­лись в со­бор на бде­ние, ко­то­рое не пре­ры­ва­лось всю ночь. Утром ико­ну с кре­ста­ми и хо­руг­вя­ми вы­нес­ли на кре­пост­ной вал и на­ча­ли петь ака­фист. Ко­гда но­гай­цы по­шли на при­ступ, лик Бо­жи­ей Ма­те­ри по­тем­нел и свя­тая ико­на от­вер­ну­лась от вра­гов. Во вре­мя чте­ния мо­лит­вы в та­тар­ском стане про­изо­шло смя­те­ние, и они бе­жа­ли.

В кон­це ХIХ ве­ка этой иконе бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние 4 ав­гу­ста. На все­нощ­ном бде­нии по­ло­же­но ве­ли­ча­ние: «Ве­ли­ча­ем Тя, Пре­свя­тая Де­во, и чтем об­раз Твой свя­тый, им­же из­ба­ви­хом­ся от по­га­ных на­ше­ствия».

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-penzenskaja

Об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мый Пес­чан­ским, из­ве­стен как один из чу­до­твор­ных спис­ков Ка­зан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Об­раз был яв­лен ве­ли­ко­му рус­ско­му свя­ти­те­лю Иоаса­фу, епи­ско­пу Бел­го­род­ско­му. В 1754 го­ду, неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны, свя­ти­тель уви­дел во сне, буд­то он в од­ной из осмат­ри­ва­е­мых им церк­вей в при­тво­ре на ку­че му­со­ра на­шел ико­ну Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, от ко­то­рой ис­хо­ди­ло си­я­ние. Тут же он услы­шал: «Смот­ри, что сде­ла­ли с ли­ком Мо­им слу­жи­те­ли се­го хра­ма. Об­раз Мой на­зна­чен для стра­ны сей ис­точ­ни­ком бла­го­да­ти, а они по­верг­ли его в сор».

Ка­ко­во же бы­ло изум­ле­ние епи­ско­па, ко­гда он об­на­ру­жил уви­ден­ную во сне ико­ну в Вос­кре­сен­ской церк­ви в г. Изю­ме Харь­ков­ской гу­бер­нии. Об­раз слу­жил в при­тво­ре пе­ре­го­род­кой, за ко­то­рую ссы­па­ли уголь для ка­ди­ла. По свя­ти­тель­ско­му по­ве­ле­нию ико­на бы­ла по­ме­ще­на в боль­шой ки­от и по­став­ле­на в под­хо­дя­щее для нее ме­сто. Бо­лее трех дней про­жил свя­ти­тель Иоасаф в Изю­ме, и каж­дое утро и ве­чер при­хо­дил он в Вос­кре­сен­скую цер­ковь и мо­лил­ся пе­ред об­ра­зом Бо­жи­ей Ма­те­ри.

В 1792 го­ду Вос­кре­сен­ская цер­ковь вме­сте с на­хо­дя­щей­ся там ико­ной бы­ла пе­ре­не­се­на из за­мо­стья (го­род­ское пред­ме­стье) в бо­лее вы­со­кую мест­ность – на Пес­ки.

Слух о чу­дес­ном яв­ле­нии свя­то­го об­ра­за быст­ро рас­про­стра­нил­ся сре­ди ве­ру­ю­щих. К чу­до­твор­ной иконе ста­ли сте­кать­ся тол­пы бо­го­моль­цев, пе­ре­пол­няя не толь­ко цер­ковь, но и при­ле­га­ю­щую к хра­му тер­ри­то­рию, так что свя­щен­ник не успе­вал слу­жить мо­леб­ны.

Мно­го­чис­лен­ные чу­до­тво­ре­ния и ис­це­ле­ния со­вер­ша­лись по усерд­ным мо­лит­вам у Пес­чан­ско­го чу­до­твор­но­го об­ра­за Ма­те­ри Бо­жи­ей и в XIX ве­ке. Так, в 1830 го­ду по­сле мо­леб­на и крест­но­го хо­да с Пес­чан­ской ико­ной бы­ла оста­нов­ле­на эпи­де­мия хо­ле­ры в г. Изю­ме и его окрест­но­стях.

По­сле страш­ных со­бы­тий пер­вой ми­ро­вой вой­ны и ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та 1917 го­да чу­до­твор­ный Пес­чан­ский об­раз был пе­ре­прав­лен за ру­беж и сле­ды его за­те­ря­лись.

В на­сто­я­щее вре­мя су­ще­ству­ет несколь­ко спис­ков чу­до­твор­ной ико­ны, ко­то­рые на­хо­дят­ся в раз­ных кон­цах све­та. Так, один из спис­ков на­хо­дит­ся в Санкт-Пе­тер­бур­ге в ча­совне свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го при дет­ской боль­ни­це, где еже­не­дель­но со­вер­ша­ют­ся мо­леб­ны с ака­фи­стом свя­ти­те­лю Иоаса­фу и Пес­чан­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри.

В Рос­сии так­же из­ве­стен так на­зы­ва­е­мый кре­сто­ход­ный спи­сок Пес­чан­ской ико­ны, ко­то­рый счи­та­ет­ся все­рос­сий­ской свя­ты­ней, так как он по бла­го­сло­ве­нию пра­вя­щих ар­хи­ере­ев по­бы­вал уже бо­лее чем в два­дца­ти пя­ти епар­хи­ях Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. По сло­вам хра­ни­тель­ни­цы чу­до­твор­но­го спис­ка, Та­тья­ны Ду­би­ни­ной, «от Пес­чан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (кре­сто­ход­ной) нескон­ча­е­мым по­то­ком из­ли­ва­ет­ся бла­го­дать. Невоз­мож­но опи­сать всех ис­це­ле­ний и про­яв­ле­ний бла­го­дат­ной по­мо­щи, так как их огром­ное ко­ли­че­ство...»

На­гляд­ным сви­де­тель­ством чу­до­твор­но­сти ико­ны яв­ля­ет­ся оби­лие да­ров: зо­ло­тые и се­реб­ря­ные укра­ше­ния тес­но на­ни­за­ны на несколь­ко ни­тей. Их по­жерт­во­ва­ли мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие, по­лу­чив­шие через этот об­раз ми­ло­серд­ную по­мощь Ца­ри­цы Небес­ной.

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-peschanskaja

По пре­да­нию, при­мер­но три­ста лет на­зад на ма­лень­кой, но стре­ми­тель­ной ре­ке Ни­яп око­ло си­бир­ско­го се­ла Чи­ме­е­ва бы­ла яв­ле­на чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Боль­шую чер­ную «дос­ку», вер­ти­каль­но плы­ву­щую про­тив те­че­ния, уви­де­ли ре­бя­та, иг­ра­ю­щие на бе­ре­гу. Вдруг «дос­ка» вста­ла как вко­пан­ная, по­пав в во­до­во­рот, и де­ти уви­де­ли лик Жен­щи­ны. Ис­пу­гав­шись, они по­бе­жа­ли за свя­щен­ни­ком и дру­ги­ми взрос­лы­ми, ко­то­рые с бла­го­го­ве­ни­ем до­ста­ли из во­ды ико­ну и тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли ее в сель­ский храм. Весть о чу­дес­ном яв­ле­нии Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри быст­ро рас­про­стра­ни­лась по всей окру­ге и да­ле­ко за ее пре­де­ла­ми. Мно­же­ство па­лом­ни­ков при­хо­ди­ли на по­кло­не­ние свя­то­му об­ра­зу.

Через неко­то­рое вре­мя силь­ный по­жар уни­что­жил де­ре­вян­ный храм, в ко­то­ром пре­бы­ва­ла ико­на. Но об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ока­зал­ся це­лым и невре­ди­мым! Ре­бе­нок, слу­чай­но за­бред­ший на пе­пе­ли­ще, спо­ткнул­ся обо что-то твер­дое. Раз­гре­бая пе­пел, он уви­дел си­я­ю­щий лик Бо­го­ма­те­ри. Толь­ко дос­ка по­тем­не­ла да опа­лил­ся верх­ний угол.

Спу­стя несколь­ко лет в се­ле был по­стро­ен но­вый храм, в ко­то­ром и на­хо­ди­лась свя­тая ико­на. Но со вре­ме­нем цер­ковь об­вет­ша­ла, и на ее ме­сте был воз­ве­ден Ка­зан­ско-Бо­го­ро­диц­кий храм, освя­щен­ный в честь неот­луч­но пре­бы­ва­ю­щей здесь чу­до­твор­ной Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. На ме­сте об­ре­те­ния об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – бе­ре­гу ре­ки Ни­яп – уже в ХХ ве­ке бы­ла уста­нов­ле­на ча­сов­ня, к ко­то­рой тя­нет­ся нескон­ча­е­мый по­ток па­лом­ни­ков.

22 мар­та 2004 го­да по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II спи­сок Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мый Чи­ме­ев­ским, вклю­чен в ка­лен­дар­ный ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-chimeevskaja

Ка­зан­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Вы­со­чи­нов­ской, на­хо­ди­лась в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви муж­ско­го мо­на­сты­ря близ го­ро­да Зми­е­ва Харь­ков­ской гу­бер­нии.

Свя­тая ико­на яви­лась в ХVIII ве­ке лес­но­му сто­ро­жу в сос­но­вом бо­ру на бе­ре­гу реч­ки Мжи. Сто­рож уви­дел сто­яв­шую на бо­лот­ной коч­ке ико­ну, от ко­то­рой ис­хо­ди­ли свет­лые лу­чи. Ко­гда он взял свя­тую ико­ну, чтобы по­ста­вить у се­бя в сто­рож­ке, из-под коч­ки за­стру­ил­ся ис­точ­ник чи­стой во­ды.

Од­на­жды, ко­гда в сто­рож­ке на­хо­ди­лись отец сто­ро­жа (дрях­лый, сле­пой ста­рик, пе­ре­дви­гав­ший­ся на ко­сты­лях) и его де­ся­ти­лет­ний внук, маль­чик уви­дел, что от ико­ны ис­хо­дит яр­кий свет. Ре­бе­нок ис­пу­гал­ся и ска­зал де­ду, ле­жав­ше­му на печ­ке, что в уг­лу что-то го­рит. Ста­рик с тру­дом слез с печ­ки и по­до­шел к уг­лу, где сто­ял свя­той об­раз. Вдруг гла­за его про­зре­ли и он уви­дел свя­тую Ка­зан­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы. По­чув­ство­вав се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым, ста­рик со сле­за­ми на­чал мо­лить­ся и бла­го­да­рить Ма­терь Бо­жию за чу­до ис­це­ле­ния.

На сле­ду­ю­щее утро все се­мей­ство сто­ро­жа на­пра­ви­лось в храм бли­жай­ше­го се­ла Ар­тю­хов­ки бла­го­да­рить Бо­га за со­вер­шив­ше­е­ся ис­це­ле­ние ста­ри­ка и для то­го, чтобы рас­ска­зать обо всем мест­но­му свя­щен­ни­ку. Свя­тая ико­на бы­ла по­став­ле­на в церк­ви, а се­мей­ство вер­ну­лось до­мой. К об­ще­му удив­ле­нию на сле­ду­ю­щее утро свя­той об­раз ока­зал­ся на сво­ем ме­сте в сто­рож­ке. Три­жды свя­тая ико­на при­но­си­лась в цер­ковь и три­жды воз­вра­ща­лась об­рат­но на преж­нее ме­сто. То­гда бы­ло ре­ше­но оста­вить ико­ну там, где по­же­ла­ла Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца. Мно­же­ство на­ро­ду сте­ка­лось в из­бу сто­ро­жа, про­ся у Ма­те­ри Бо­жи­ей по­мо­щи и уте­ше­ния.

По­сле Пол­тав­ской бит­вы им­пе­ра­тор Петр I на­гра­дил от­ли­чив­ше­го­ся в бою сот­ни­ка Ва­си­лия Вы­со­чи­но­ва зе­мель­ным на­де­лом. Так Ва­си­лий ока­зал­ся хо­зя­и­ном то­го ме­ста, где в сто­рож­ке сто­я­ла чу­до­твор­ная ико­на. Узнав об ис­то­рии яв­ле­ния ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, Вы­со­чи­нов по­про­сил пе­ре­не­сти цер­ковь се­ла Ар­тю­хов­ки на ме­сто яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за – в се­ле­ние, ко­то­рое ста­ло на­зы­вать­ся Вы­со­чи­нов­кой. Чу­до­твор­ный об­раз по­ме­сти­ли у пра­во­го кли­ро­са в осо­бом ки­о­те и укра­си­ли ри­зой с по­зо­ло­той.

В 1795 го­ду вме­сто об­вет­шав­шей де­ре­вян­ной церк­ви бы­ла вы­стро­е­на ка­мен­ная, а в 1886 го­ду в се­ле был ос­но­ван муж­ской мо­на­стырь, на­зван­ный Вы­со­чи­нов­ским Ка­зан­ским, в соб­ствен­ность ко­то­ро­го пе­ре­шла Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ская цер­ковь, где и на­хо­ди­лась чу­до­твор­ная ико­на.

Раз­ме­ры об­ра­за, на­пи­сан­но­го на ли­по­вой дос­ке с углуб­ле­ни­ем по­се­ре­дине, – неболь­шие. В 1892 го­ду свя­тая ико­на бы­ла по­ме­ще­на в се­реб­ря­ную с по­зо­ло­той ри­зу с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми.

Ис­то­рия яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла за­пи­са­на в боль­шую кни­гу под на­зва­ни­ем «Ска­за­ние о яв­ле­нии и чу­де­сах Вы­со­чи­нов­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри», ко­то­рая про­чи­ты­ва­лась на­ро­ду в ка­че­стве про­по­ве­ди в церк­ви се­ла Вы­со­чи­нов­ки.

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-vysochinovskaja

Один из из­во­дов Ка­зан­ской чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Во вре­мя вой­ны 1812 го­да, спа­са­ясь от фран­цу­зов, мос­ков­ская мо­на­хи­ня Ми­ро­ния Дан­ко­ва от­пра­ви­лась в Там­бов­ский Воз­не­сен­ский мо­на­стырь. Она вез­ла с со­бой Ка­зан­скую ико­ну – ро­ди­тель­ское бла­го­сло­ве­ние. В до­ро­ге Ми­ро­нию ре­шил огра­бить и убить ям­щик. Мо­на­хи­ня взмо­ли­лась к Бо­го­ро­ди­це, и от ико­ны раз­дал­ся го­лос: «Не бой­ся, Я твоя За­ступ­ни­ца». Ям­щик вне­зап­но ослеп, и толь­ко по­сле рас­ка­я­ния и обе­ща­ния до­вез­ти мо­на­хи­ню до мо­на­сты­ря вновь про­зрел.

Ико­ну Ми­ро­ния хра­ни­ла у се­бя в ке­лии. Од­на­жды она вновь услы­ша­ла го­лос, ис­хо­дя­щий от ико­ны, по­веле­ва­ю­щей ей пе­ре­дать об­раз в Вы­шен­скую пу­стынь. Но мо­на­хи­ня умо­ли­ла Бо­жию Ма­терь, чтобы ико­на оста­лась с ней до её кон­чи­ны. Ми­ро­ния за­ве­ща­ла по сво­ей кон­чине пе­ре­дать ико­ну в Свя­то-Успен­ский Вы­шен­ский мо­на­стырь, ку­да об­раз и был пе­ре­ве­зён 7 мар­та 1827 го­да.

Здесь от свя­то­го об­ра­за со­вер­ши­лось мно­го ис­це­ле­ний. Ино­гда но­чью ви­де­ли чуд­ный свет, ис­хо­див­ший от ико­ны. В 1841 го­ду за­ступ­ни­че­ством Бо­жи­ей Ма­те­ри через Её ико­ну Вы­шен­скую был спа­сён от хо­ле­ры го­род Там­бов. В па­мять это­го со­бы­тия Вы­шен­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы еже­год­но при­но­си­лась в Там­бов с крест­ным хо­дом.

По­сле ре­во­лю­ции во вре­ме­на кре­стьян­ских вос­ста­ний в Там­бов­ской об­ла­сти ве­ру­ю­щие спря­та­ли чу­до­твор­ную ико­ну в зем­ле, уло­жив её в спе­ци­аль­ный фу­тляр. Од­на­ко кто-то из мест­ных жи­те­лей до­нёс вла­стям, ико­ну на­шли и со­дра­ли с неё зо­ло­то и дра­го­цен­ные кам­ни. Сам об­раз по­пал в се­мью свя­щен­ни­ка, ко­то­рый в 1946 го­ду пе­ре­дал его в храм во имя Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го в се­ле Эм­ма­ну­и­лов­ка. В пя­ти­де­ся­тые го­ды на со­бран­ные сред­ства для ико­ны из­го­то­ви­ли вы­зо­ло­чен­ную ри­зу.

Свя­то-Успен­ский Вы­шен­ский мо­на­стырь в 1920-х го­дах был за­крыт, зда­ния и иму­ще­ство на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны, мо­на­хи вы­се­ле­ны. В на­сто­я­щее вре­мя в воз­рож­дён­ном, как жен­ский, Вы­шен­ском мо­на­сты­ре (ныне Ря­зан­ская об­ласть) по­чи­та­ет­ся древ­ний спи­сок ико­ны, ко­то­рый по­сле ре­во­лю­ции хра­нил­ся в тай­ной мо­на­ше­ской об­щине.

https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-vyshenskaja