10 августа Церковь празднует

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Память апп. от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов (I)

Святые апостолы от 70: Прохор, Никанор, Тимон и Пармен были первыми диаконами Церкви Христовой.

В книге Деяний Апостолов (6, 1-6) рассказывается, что в Иерусалиме двенадцать апостолов избрали семь мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, исполненных Святого Духа и премудрости, и поставили их на диаконское служение.

Святая Церковь совершает их общую память 28 июля, хотя они скончались в разное время и в разных местах.

Святой Прохор вначале сопровождал первоверховного апостола Петра и от него поставлен епископом в город Никомидию. После Успения Божией Матери Прохор был спутником и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова и вместе с ним сослан на остров Патмос. Там он записал Откровение Божие, бывшее святому апостолу Иоанну, о конечных судьбах мира (Апокалипсис). По возвращении в Никомидию святой Прохор обращал язычников ко Христу в городе Антиохии и там принял мученическую кончину.

Святой Никанор пострадал в тот день, когда был побит камнями святой первомученик архидиакон Стефан и множество других христиан.

Святой Тимон был поставлен Апостолами во епископа города Бастории в Аравии и пострадал от иудеев и язычников за проповедь Евангелия. Он был брошен в печь, но силой Божией вышел из нее невредимым. Предание Римской Церкви говорит, что святой Тимон скончался распятым на кресте.

Святой Пармен усердно проповедовал Христа в Македонии. Умер он от посетившей его болезни. Существует также мнение, что святой Пармен пострадал при Траяне (98-117), в последний год его царствования, приняв мученическую кончину.

См. так­же: «Свя­тые Апо­сто­лы (из се­ми­де­ся­ти) Про­хор, Ни­ка­нор, Ти­мон и Пар­мен» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Святитель Питирим, епископ Тамбовский

Память свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698)

Собор Тамбовских святых

Память прп. Моисея, чудотворца Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV)

Преподобный Моисей подвизался в Киево-Печерской Лавре (ХIII-ХIV) в Дальних (Феодосиевых) пещерах; носил вериги и тяжелый медный крест. Преподобный имел благодатный дар чудотворения.

Память мчч. Иулиана (II), Евстафия (ок. 316) и Акакия (ок. 321)

Святой мученик Иулиан пострадал в царствование Антонина Пия (138-161) в итальянской провинции Кампании. Правитель Флавиан дал приказ разыскивать христиан и приводить к нему на суд. В то время из Далмации прибыл в Кампанию юный христианин Иулиан. Встретив воинов правителя, он приветствовал их словами: "Мир вам, братья!" Воины начали допрашивать его: откуда он и какую веру исповедует. Иулиан, желая пострадать и умереть за Христа, бесстрашно признался, что он христианин. Воины удивились мужеству юноши, но, исполняя приказ, связали и повели его к правителю. "Посмотрим, - говорили они, - насколько верны твои слова, что хочешь умереть за Распятого".

Перенося побои, святой молился Господу, чтобы Он даровал ему силы претерпеть мучения до конца. Молитва была услышана, и он услышал Голос: "Не бойся, Иулиан, Я буду с тобой и дам тебе силы и мужество". Святой юноша был заключен в темницу, называемую "Холодный ров", в которой его держали семь дней без пищи и воды. Ангел же Божий приносил пищу и укреплял исповедника.

На следующем допросе правитель укорял святого, говоря, что стыдно такому красивому юноше поклоняться Распятому на Кресте, и убеждал принести жертву идолам. Святой Иулиан смело отвечал, что готов умереть за истинную веру. Правитель повелел привязать юношу к дереву и бить его. Мученик стал молиться и снова услышал Голос: "Не бойся, Иулиан, стой мужественно". Святой Иулиан, обратившись к стоявшей вокруг толпе, сказал: "Слушайте, окаянные, не надейтесь на своих богов, которых вы сделали своими руками. Познайте Бога, Который создал из ничего Небо и землю". После его слов обратилось к вере во Христа более 30 человек, а святого опять отвели в темницу. Утром, когда начались новые истязания, сообщили, что храм языческого бога Сераписа вместе со стоявшим в нем идолом разрушился. Все пришли в изумление и ужас, а христиане возрадовались и прославили Христа Бога. Язычники же приписали это разрушение волшебной силе Иулиана и потребовали его скорейшей казни. Убийство святого юноши решили совершить на месте разрушенного языческого храма. Перед казнью святой Иулиан преклонил колена и помолился, благодаря Господа, сподобившего его принять смерть за Святое Его Имя. В третий раз услышал он Голос, призывавший в Царство Небесное. Святого мученика усекли мечом, и он отошел ко Господу, Которого возлюбил больше временной жизни.

См. так­же: «Па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Иули­а­на Тар­ся­ни­на» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Святой мученик Евстафий был воином. За исповедание христианской веры был схвачен и приведен к начальнику города Анкиры. На допросе святой твердо и мужественно исповедал себя христианином и был предан мучениям. Его нещадно били, просверлили пятки и, обвязав веревкой, поволокли по городу к реке Сагки (Сангари). На берегу реки мученика положили в деревянный ящик и бросили в воду. Ангел Божий вынес ящик на берег. Святой, находясь в ящике, пел псалом 90-й: "Живый в помощи Вышняго..." Видя чудо и чувствуя себя посрамленным, правитель, вынув меч, убил сам себя. Святой мученик, приняв Причастие из рук Ангела, предал дух свой Богу († ок. 316). Честные мощи его были погребены в городе Анкире.

См. так­же: «Па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Ев­ста­фия» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Святой мученик Акакий был предан суду за веру во Христа. Три правителя пытались заставить святого мученика принести жертву идолам, подвергнув его жестоким мукам. Правитель Ликиний повелел рвать тело святого Акакия орудиями пытки, а потом послал его к правителю Терентию, который повелел бросить Акакия в котел, наполненный кипящей смолой и салом, но мученик остался невредим. Терентий отправился в города Апамею и Аполлонию и приказал вести мученика за собой. В одном из этих городов святого Акакия ввели в языческий храм, но по его молитве упали все стоявшие там идолы. Святого сильно избили и отдали на растерзание зверям, когда же увидели его невредимым, то бросили в раскаленную печь. Там мученик также остался невредимым. Правитель, желая проверить, достаточно ли раскалена печь, приблизился к ней и сам сгорел. Тогда святого мученика Акакия отдали на мучения некоему Посидонию, который наложил на святого мученика тяжелые оковы и велел вести его в город Милет, но и там святой своей молитвой сокрушил идолов. Наконец озлобленные мучители обезглавили святого Акакия († ок. 321). Пресвитер именем Леонтий похоронил тело его в городе Синаде (Малая Азия).

См. так­же: «Па­мять свя­то­го му­че­ни­ка Ака­кия» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Павел Ксиропотамский

Память прп. Павла Ксиропотамского (820)

Преподобный Павел Ксиропотамский (Х век), в миру Прокопий, был сыном Константинопольского императора Михаила Куропалата, который впоследствии сложил с себя царское достоинство и принял иночество в построенном им монастыре. Получив блестящее образование, Прокопий стал одним из ученейших людей своего времени. Его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, канон Сорока мученикам, канон Честному Кресту и другие труды снискали ему заслуженную славу. Но ученость и почетное положение в свете не увлекли Прокопия. Оставив все мирское, сменив богатые одежды на нищенское рубище, он ушел на Святую Гору, на место Ксиропотам, построил себе келлию в развалинах разоренной обители, основанной некогда царицей Пульхерией в честь 40 мучеников, и принял от пустынника Космы постриг с именем Павел.

Из смиренномудрия преподобный никому не открывал своей учености. Слава о строгой жизни Павла быстро разнеслась по всей Святой Горе. Его стали называть Павлом Ксиропотамским, а обитель, где он подвизался, и доныне носит название Ксиропотам (Сухой поток).

Вступивший в то время на престол император Роман, родственник святого Павла, через Прота Святой Горы упросил святого прибыть в Константинополь и устроил ему пышную встречу. Смиренный Павел, не изменяя своему иноческому долгу, с крестом, в разодранной рясе явился среди придворного блеска и великолепия. Свою славу избранника Божия святой Павел подтвердил, чудесно исцелив тяжело заболевшего императора Романа, возложив на него свои руки. Но суета придворной жизни, обещанная признательным императором, не прельстила святого, и он вернулся на Святую Гору, испросив у царя лишь одну милость – восстановить Ксиропотамскую обитель.

По возобновлении монастыря и освящения соборного храма на святом престоле была возложена часть Честного Древа Животворящего Креста Господня, переданная святому Павлу императором Романом.

Вскоре Ксиропотамская обитель наполнилась множеством иноков, желавших вверить себя руководству святого подвижника, но преподобный Павел, поручив управление монастырем одному из братии, удалился в отдаленную пустыню. Его строгое безмолвие было вновь нарушено учениками, не желавшими покидать своего старца. Тогда Преподобный испросил у императора средств для постройки новой обители. Так был основан святым Павлом монастырь во имя святого великомученика и победоносца Георгия. Первым настоятелем нового монастыря стал сам преподобный Павел, который и туда принес частицы Честного Древа Креста Господня.

Заранее извещенный Господом о своей кончине, святой созвал к себе братию Ксиропотамской и новой Георгиевской обителей и дал им последнее наставление. В день кончины преподобный Павел надел мантию, прочитал молитву святого Иоанникия, которую произносил постоянно: "Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый, Троица Святая, слава Тебе", и приобщился Святых Христовых Таин. Похоронить свое тело святой Павел завещал на полуострове Понгосе (напротив Святой Горы).

Но по воле Божией корабль прибило к берегам Константинополя, где император и Патриарх с благоговением приняли тело святого и торжественно положили в Великой церкви. После разгрома Константинополя крестоносцами мощи святого Павла были перенесены в Венецию.

https://days.pravoslavie.ru/Life/life4326.htm

Память сщмч. Николая Пономарёва диакона (1918)

Память прмч. Василия Эрекаева, прмцц. Анастасии Камаевой и Елены Асташкиной, мчч. Арефы Ерёмкина, Иоанна Ломакина, Иоанна Сельманова, Иоанна Милешкина и мц. Мавры Моисеевой (1937)

Священномученик Ва­си­лий Его­ро­вич Эре­ка­ев ро­дил­ся в 1879 го­ду в се­ле Но­са­ки­но Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Окон­чил сель­скую шко­лу и по­сту­пил в Са­ров­скую в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы муж­скую пу­стынь, где под­ви­зал­ся до за­кры­тия пу­сты­ни вес­ной 1927 го­да. Был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. Слу­жил в Успен­ском хра­ме в се­ле Ста­рая Пи­че­мор­га Тор­бе­ев­ско­го рай­о­на (ныне объ­еди­не­но с се­лом Но­са­ки­но). В 1932 го­ду аре­сто­ван, вско­ре осво­бож­ден. Отец Ва­си­лий был усерд­ным пас­ты­рем, ча­сто по­се­щал при­хо­жан в сво­ем се­ле и окрест­ных де­рев­нях, объ­яс­нял кре­стья­нам пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние и ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные обя­зан­но­сти хри­сти­а­ни­на, предо­сте­ре­гал про­тив опас­но­сти укло­не­ния в рас­кол. Мно­го лю­дей при­хо­ди­ло к свя­щен­ни­ку за ду­хов­ным на­став­ле­ни­ем и жи­тей­ским со­ве­том. В мар­те 1937 го­да иеро­мо­нах Ва­си­лий (Эре­ка­ев) был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в «си­сте­ма­ти­че­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ной на свер­же­ние со­вет­ской вла­сти». Ви­нов­ным се­бя не при­знал, за­явив, что да­вал на­став­ле­ния ве­ру­ю­щим, сле­дуя сво­е­му пас­тыр­ско­му дол­гу. Рас­стре­лян 10 ав­гу­ста 1937 го­да по по­ста­нов­ле­нию трой­ки УНКВД по Мор­дов­ской АССР от 5 ав­гу­ста. Про­слав­лен Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ 2000 го­да.

Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)


Биб­лио­гра­фия

Ар­хив УФСБ РФ по Рес­пуб­ли­ке Мор­до­вия. Д. 5666-С. Т. 1, 2.

Ис­точ­ник: www.fond.ru

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца мо­на­хи­ня Ана­ста­сия – в ми­ру Ана­ста­сия Леон­тьев­на Ка­ма­е­ва – ро­ди­лась в 1879 го­ду в се­ле Ста­рое Дра­ки­но На­ров­чат­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии (в совре­мен­но­сти Ко­выл­кин­ский рай­он Мор­до­вии) и про­ис­хо­ди­ла из мор­дов­ской кре­стьян­ской се­мьи. Она ста­ла мо­на­хи­ней ка­дом­ско­го в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ло­сти­вая» мо­на­сты­ря, а по­сле его за­кры­тия жи­ла в Ста­ром Дра­кине вме­сте с сест­рой, ве­дя еди­но­лич­ное хо­зяй­ство. Да­же жи­вя вне мо­на­сты­ря, Ана­ста­сия со­хра­ня­ла мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни, дер­жась в сто­роне от но­вых ве­я­ний жиз­ни и все мыс­ли устре­мив к Бо­гу. Ма­туш­ке Ана­ста­сии до­ве­ри­ли ру­ко­вод­ство цер­ков­ным со­ве­том, ее ста­ра­ни­я­ми за­ку­па­лась цер­ков­ная утварь, она все­гда ста­ра­лась укра­сить мест­ный храм и за­бо­ти­лась о том, чтобы для мо­лит­вы во вре­мя служ­бы ве­ру­ю­щие мог­ли по­ку­пать све­чи.

Мо­на­хи­ню аре­сто­ва­ли как чле­на «контр­ре­во­лю­ци­он­ной (цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской) груп­пы» и об­ви­ни­ли «в ор­га­ни­за­ции контр­ре­во­лю­ци­он­ных неле­галь­ных сбо­рищ, на ко­то­рых (она) си­сте­ма­ти­че­ски ве­ла ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию тер­ро­ри­сти­че­ско­го ха­рак­те­ра». Ма­туш­ка Ана­ста­сия ви­нов­ной се­бя не при­зна­ла и бы­ла рас­стре­ля­на 10 ав­гу­ста 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки при НКВД МАССР от 5 ав­гу­ста. Мо­на­хи­ня Ана­ста­сия (Ка­ма­е­ва) бы­ла про­слав­ле­на в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду.

По ма­те­ри­а­лам: Пра­во­слав­ная Эн­цик­ло­пе­дия. Т.2, С.253; Ба­за дан­ных ПСТГУ

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Еле­на– в ми­ру Еле­на Ва­си­льев­на Асташ­ки­на – ро­ди­лась в се­ле Ста­рое Дра­ки­но На­ров­чат­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии в 1878 (по неко­то­рым дан­ным 1882) го­ду в кре­стьян­ской се­мье. Се­мья жи­ла в до­стат­ке, но из­ли­шеств не зна­ли. С мо­ло­дых лет Еле­на ис­ка­ла ино­че­ско­го по­дви­га и в 1895 го­ду, с бла­го­сло­ве­ния ро­ди­те­лей, она ушла в мо­на­стырь и ста­ла по­слуш­ни­цей По­кров­ско­го Ши­хан­ско­го мо­на­сты­ря в Го­ро­ди­щен­ском уез­де Пен­зен­ской гу­бер­нии. Дол­гое вре­мя она жи­ла при мо­на­сты­ре на ис­пы­та­нии, про­хо­дя раз­ные по­слу­ша­ния, и лишь в 1913 го­ду ука­зом Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии бы­ла опре­де­ле­на в чис­ло се­стер мо­на­сты­ря. Через неко­то­рое вре­мя ма­туш­ка Еле­на бы­ла пе­ре­ве­де­на в Ка­зан­ский Мок­шан­ский мо­на­стырь. По­сле раз­го­на этой оби­те­ли в 1917 го­ду она вер­ну­лась в се­ло, в ко­то­ром ро­ди­лась. У нее по­явил­ся свой дом, и она са­мо­сто­я­тель­но ве­ла хо­зяй­ство, но про­дол­жа­ла ино­че­ское жи­тие и жи­ла в де­ви­че­стве.
В 1932 го­ду ма­туш­ка Еле­на пе­ре­бра­лась в се­ло Ша­дым Ко­вл­кин­ско­го рай­о­на Мор­дов­ской АССР. За­вет­ной ее меч­той бы­ло, чтобы в хра­мах воз­об­но­ви­лась служ­ба, чтобы в них зву­ча­ло цер­ков­ное пе­ние. Она под­дер­жи­ва­ла дру­же­ские от­но­ше­ния с быв­ши­ми на­сель­ни­ца­ми за­кры­тых мо­на­сты­рей, зна­ла мно­гих свя­щен­ни­ков.
В 1937 го­ду мо­на­хи­ню Еле­ну (Асташ­ки­ну) аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в том, что она «ак­тив­ная участ­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции» и в том, что она «про­во­ди­ла по­ра­жен­че­скую и ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию». Ви­нов­ной се­бя она не при­зна­ла, на до­про­сах го­во­ри­ла толь­ко о том, что она пра­во­слав­ная хри­сти­ан­ка и стре­мит­ся жить со­глас­но ино­че­ским обе­там. 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Еле­ну к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 10 ав­гу­ста при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние через рас­стрел. На Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду мо­на­хи­ня Еле­на (Асташ­ки­на) бы­ла при­чис­ле­на к ли­ку свя­тых.

По ма­те­ри­а­лам Ба­зы дан­ных ПСТГУ

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru

Му­че­ник Аре­фа – Арефий Пет­ро­вич Ерём­кин – ро­дил­ся в 1884 го­ду в се­ле Кра­сив­ка На­ров­чат­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии (совре­мен­ный Тор­бе­ев­ский рай­он Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия) в кре­стьян­ской се­мье. Об­ра­зо­ва­ния он не по­лу­чил, всю жизнь за­ни­ма­ясь кре­стьян­ским тру­дом. Из­вест­но, что у него бы­ла же­на Фек­ла и 5 сы­но­вей.

В 1937 го­ду Аре­фий Пет­ро­вич был аре­сто­ван по по­до­зре­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и об­ви­нен в том, что «под ви­дом ре­ли­ги­оз­ных бе­сед си­сте­ма­ти­че­ски про­во­дил неле­галь­ные сбо­ри­ща, на ко­то­рых рас­про­стра­нял про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о па­де­нии со­вет­ской вла­сти, аги­ти­ро­вал еди­но­лич­ни­ков не всту­пать в кол­хоз». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал. 10 ав­гу­ста 1937 го­да Аре­фа Пет­ро­вич Ерем­кин был рас­стре­лян по при­го­во­ру трой­ки при НКВД МАССР, вы­не­сен­но­му 5 ав­гу­ста. Му­че­ник Аре­фа был про­слав­лен в ли­ке свя­тых Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 го­да.

По ма­те­ри­а­лам: Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия, Т.3, С.218; Ба­за дан­ных ПСТГУ

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru

Му­че­ник Иоанн – Иван Ва­си­лье­вич Ло­ма­кин – ро­дил­ся в се­ле Ста­рое Че­то­во Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Тор­бе­ев­ский рай­он) в 1884 го­ду и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. Ро­ди­те­ли Ива­на Ва­си­лье­ви­ча бы­ли креп­ки­ми кре­стья­на­ми – име­ли дом, на­дел зем­ли, од­ну-две ло­ша­ди, од­ну-две ко­ро­вы, несколь­ко овец, бы­ла так­же своя мель­ни­ца. В непро­стое для рус­ско­го кре­стьян­ства вре­мя кол­лек­ти­ви­за­ции, Иван Ва­си­лье­вич не стал раз­ру­шать сло­жив­ший­ся в се­мье уклад и хо­зяй­ство свое про­дол­жал ве­сти как еди­но­лич­ник. Гля­дя на неуда­чи пер­вых кол­хоз­ни­ков, он вы­ска­зы­вал свои мыс­ли о том, что про­ис­хо­ди­ло: он счи­тал, что зем­ле ну­жен на­сто­я­щий хо­зя­ин, ко­то­рый ду­шу в нее вкла­ды­ва­ет и все де­ла­ет ста­ра­тель­но, а кол­хоз­ни­ки са­ми еще не разо­бра­лись, кто за что от­ве­ча­ет. Ло­ма­кин был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, ни­ко­гда не от­ка­зы­вал стран­ни­кам в прось­бе от­дох­нуть в его до­ме. Он по­сто­ян­но хо­дил в цер­ковь, а на празд­ни­ки при­гла­шал к се­бе свя­щен­ни­ка. Се­мья Ива­на Ва­си­лье­ви­ча бы­ла боль­шая – 8 че­ло­век.
В 1937 го­ду Ива­на Ло­ма­ки­на аре­сто­ва­ли и об­ви­ни­ли в том, что он «участ­ник ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, по за­да­нию ко­то­рой про­во­дил ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию, рас­про­стра­нял слу­хи о войне, свер­же­нии со­вет­ской вла­сти и вос­ста­нов­ле­нии мо­нар­хи­че­ско­го строя». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал, не пе­ре­кла­ды­вая лож­ное об­ви­не­ние и на дру­гих. 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Ива­на Ва­си­лье­ви­ча Ло­ма­ки­на к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 10 ав­гу­ста при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние через рас­стрел. Му­че­ник Иоанн был про­слав­лен в ли­ке свя­тых на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да.

По ма­те­ри­а­лам Ба­зы дан­ных ПСТГУ

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru

Му­че­ник Иоанн – Иван Ва­си­лье­вич Ми­лёш­кин – ро­дил­ся в 1902 го­ду в се­ле Са­лаз­горь Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Тор­бе­ев­ский рай­он) и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. В 1924-1926 го­дах он слу­жил в Крас­ной Ар­мии ря­до­вым, а в 1927 го­ду вер­нул­ся в род­ные края и за­нял­ся сель­ским хо­зяй­ством. Пе­ре­ехав в се­ло Мок­ша Тор­бе­ев­ско­го рай­о­на Мор­дов­ской АССР, Иван Ва­си­лье­вич всту­пил в кол­хоз и да­же был из­бран его пред­се­да­те­лем.

Пер­вый раз Ива­на Ва­си­лье­ви­ча аре­сто­ва­ли в 1932 го­ду с об­ви­не­ни­ем «ха­лат­ное от­но­ше­ние к слу­жеб­ным обя­зан­но­стям». Он был при­го­во­рен к 1 ме­ся­цу ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ра­бот. Без­успеш­ные по­пыт­ки на­учить­ся жить в но­вых усло­ви­ях сбли­зи­ли его с мест­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми, он стал «стран­ство­вать» по се­лам Тор­бе­ев­ско­го, Тем­ни­ков­ско­го и Ко­выл­кин­ско­го рай­о­нов, обу­ча­ясь сам и обу­чая дру­гих Хри­сто­вой ве­ре. В те вре­ме­на дол­го это про­дол­жать­ся не мог­ло: вто­рой арест со­сто­ял­ся в 1937 го­ду. В об­ви­не­нии бы­ло ска­за­но: «участ­ник ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, вы­пол­нял роль свя­зи­ста (связ­но­го) меж­ду ру­ко­во­ди­те­ля­ми и чле­на­ми груп­пы, ру­ко­во­дил неле­галь­ны­ми сбо­ри­ща­ми и про­во­дил вер­бов­ку но­вых чле­нов». Ес­ли «ха­лат­ное от­но­ше­ние к служ­бе» бы­ло для вла­сти боль­ше­ви­ков про­сти­тель­но и на­ка­за­ние за него бы­ло по­чти что услов­ным, то все, что свя­за­но бы­ло с Цер­ко­вью и во­об­ще ре­ли­ги­оз­но­стью, в то вре­мя неми­ло­серд­но и неспра­вед­ли­во пре­сле­до­ва­лось. 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Ива­на Ва­си­лье­ви­ча Ми­лёш­ки­на к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и 10 ав­гу­ста он был рас­стре­лян.

На юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду му­че­ник Иоанн Ми­лёш­кин был при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

По ма­те­ри­а­лам Ба­зы дан­ных ПСТГУ

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru

Му­че­ник Иоанн – Иван Ильич Сель­ма­нов – ро­дил­ся в 1900 го­ду в се­ле Са­лаз­горь Спас­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Тор­бе­ев­ский рай­он) в кре­стьян­ской се­мье. Отец Ива­на Ильи­ча неко­то­рое вре­мя за­ни­мал­ся тор­гов­лей. Иван вы­учил­ся са­пож­но­му ма­стер­ству и этим за­ра­ба­ты­вал на хлеб. В 1920 го­ду его при­зва­ли в Крас­ную Ар­мию. В это вре­мя же­на его Оль­га Ев­до­ки­мов­на жда­ла пер­во­го ре­бен­ка, дочь Клав­дия ро­ди­лась в 1921 го­ду и отец уви­дел ее, ко­гда де­воч­ке шел тре­тий год. По­сле окон­ча­ния граж­дан­ской вой­ны Иван вер­нул­ся в род­ное се­ло, про­дол­жал за­ни­мать­ся сво­им ре­меслом. В 1920-е гг. он был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав из-за про­ис­хож­де­ния – из тор­гов­цев.
Пер­вый арест со­сто­ял­ся в 1931 го­ду. При­го­во­рен­ный к 10 го­дам ли­ше­ния со­бо­ды, Иван Ильич был до­сроч­но осво­бож­ден из-за се­рьез­ной бо­лез­ни. Он вер­нул­ся в род­ное се­ло Са­лаз­горь и жил здесь до 1937 го­да. В это вре­мя по се­лам хо­ди­ли стран­ни­ки и рас­ска­зы­ва­ли, что «царь Ро­ма­нов» остал­ся жив, «толь­ко до вре­ме­ни скры­ва­ет­ся», что «ско­ро со­вет­ская власть па­дет... стра­ной бу­дет управ­лять один по­ря­доч­ный че­ло­век, не та­кой, как бо­го­хуль­ни­ки».
Стран­ни­ки обе­ща­ли хо­ро­шую жизнь и го­во­ри­ли: «Вот то­гда-то пра­во­слав­ные вновь вос­пря­нут, вспом­нят тра­ди­ции, по ко­то­рым жи­ли мно­го ве­ков их пред­ки». Ива­ну Сель­ма­но­ву та­кие раз­го­во­ры бы­ли аб­со­лют­но по ду­ше. Ему очень хо­те­лось, чтобы церк­ви по­ско­рее от­кры­ли, он да­же ре­шил не до­жи­дать­ся обе­щан­но­го «бла­го­при­ят­но­го вре­ме­ни» и стал ини­ци­а­то­ром дви­же­ния сель­чан за от­кры­тие мест­но­го хра­ма. По­сле­до­вал арест, в до­ме Ива­на Ильи­ча про­из­ве­ли обыск. В об­ви­не­нии го­во­ри­лось: «яв­лял­ся участ­ни­ком ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию, вы­ска­зы­вал тер­ро­ри­сти­че­ские на­ме­ре­ния по адре­су ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и пра­ви­тель­ства». На пер­вом же до­про­се Иван ска­зал, что не станет при­зна­вать за со­бой то­го, в чем его об­ви­ня­ют.
5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Ива­на Ильи­ча Сель­ма­но­ва к рас­стре­лу. 10 ав­гу­ста при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние. На юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2000 го­ду му­че­ник Иоанн Сель­ма­нов был при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

По ма­те­ри­а­лам Ба­зы дан­ных ПСТГУ

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru

Му­че­ни­ца Мав­ра – Мав­ра Ва­си­льев­на Мо­и­се­е­ва – ро­ди­лась в 1875 го­ду в се­ле Ша­лы Тем­ни­ков­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (ныне Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия, Атю­рьев­ский рай­он) в кре­стьян­ской се­мье. Из­вест­но, что до ре­во­лю­ции 1917 го­да она жи­ла в соб­ствен­ном до­ме, име­ла се­ред­няц­кое хо­зяй­ство. От­но­си­тель­но бла­го­по­луч­ная жизнь про­дол­жа­лось до 1937 го­да.
Мав­ре Ва­си­льевне хо­те­лось, чтобы храм в се­ле Шады­ме, ку­да она хо­ди­ла мо­лить­ся, был кре­пок и кра­сив, и она ста­ла со­би­рать с при­хо­жан день­ги для про­ве­де­ния ре­мон­та цер­ков­но­го зда­ния. Лю­ди ак­тив­но от­клик­ну­лись, на­ня­ли ар­тель плот­ни­ков из 4 че­ло­век, ко­то­рые сде­ла­ли ра­бо­ту. Вско­ре по­сле это­го Мав­ра Ва­си­льев­на бы­ла аре­сто­ва­на и ей бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в том, что она «участ­ник ре­ли­ги­оз­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции... предо­став­ля­ла свой дом для про­ве­де­ния неле­галь­ных сбо­рищ... воз­г­ляв­ля­ла сбор средств для ре­мон­та церк­ви». На до­про­сах она рас­ска­зы­ва­ла лишь о том, как со­би­ра­ла день­ги на храм и за­яви­ла, что ве­ру в Бо­га она не счи­та­ет пре­ступ­ле­ни­ем. Без­бож­ная власть с этим со­глас­на не бы­ла: 5 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при НКВД Мор­дов­ской АССР при­го­во­ри­ла Мав­ру Ва­си­льев­ну Мо­и­се­е­ву к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу. 10 ав­гу­ста 1937 го­да при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние. На юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви му­че­ни­ца Мав­ра Мо­и­се­е­ва бы­ла при­чис­ле­на к ли­ку свя­тых.

По ма­те­ри­а­лам Ба­зы дан­ных ПСТГУ

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru